На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Наполнение ВСТО: status quo сохранено

Денис Борисов

Сооружение нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» создает для российских нефтяников дополнительные возможности для оптимизации своих логистических цепочек и совершенствования маркетинговых стратегий. Так, в середине июля стало известно о соглашении «Транснефти», «Роснефти» и ТНК-ВР об осуществлении обменных операций по поставкам нефти. Договоренность предусматривает транспортировку 13 млн. тонн нефти в год с Ванкорского месторождения, лицензия на которое принадлежит «Роснефти», на Рязанский НПЗ (входит в состав ТНК-ВР). В обмен ТНК-ВР намерена поставлять нефть с Самотлорского месторождения в направлении на Тайшет и далее по маршруту трубопроводной системы ВСТО, обеспечивая попутно загрузку Ангарской НХК, принадлежащей «Роснефти». Ожидается, что данная схема поставок начнет действовать с 2010 года, когда будет завершено строительство первой очереди нефтепровода.

Заключенный сторонами договор о своповых поставках сырья является первым соглашением подобного масштаба в России. Благодаря нему нефтяные компании могут существенно сократить расходы на транспортировку и инфраструктуру и тем самым, улучшить собственные показатели. Следует отметить, что существенного влияния непосредственно на реализацию проекта ВСТО вышеуказанная договоренность не окажет. Это связано с тем, что своповые сделки предполагают обмен потоками нефти без создания дополнительных добывающих мощностей. Таким образом, status quo в вопросе обеспечения ресурсной базы для  Восточного нефтепровода останется неизменным. При этом проблем с заполнением первой очереди ВСТО не возникнет: к 2011 году почти 100% необходимого маржинального объема в размере 30 млн. т. нефти в год будет получено за счет ввода в разработку восточно-сибирских месторождений (см. рисунок).

 
 Источник: оценки ИФК «Солид», данные компаний.
 
 
Более сложным остается вопрос о регионе добычи объемов сырья, необходимых для обеспечения загрузки второй очереди ВСТО (особенно с учетом реализации проекта БТС-2, а также строительства и модернизации ряда российских НПЗ). Определенным катализатором для освоения ресурсов Восточной Сибири может стать актуализированная Минпророды программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 года. Документом предусмотрено увеличение объема инвестиций в разведку нефтегазовых месторождений, а также комплекс мер по ресурсному обеспечению крупных инфраструктурных проектов и, в частности, ВСТО. Между тем главной проблемой освоения Восточной Сибири остаются специфические для региона «горно-геологические риски», связанные с сильной рассредоточенностью запасов углеводородов. За исключением вводимых в разработку крупных месторождений региона (Ванкорское, Талаканское, Юрубчино-Тахомское, Верхнечонское, Собинско-Пайгинское и др.) остальное сырье Восточной Сибири распределено по огромному количеству мелких месторождений, что значительно увеличивает объем вложений в геологоразведку. Определенную привлекательность восточному направлению может добавить строительство НПЗ в конечной точке трубопровода.
 
Немаловажным фактором рентабельности восточносибирских углеводородных активов для нефтяников  является величина предельного тарифа, который будет установлен «Транснефтью» на маршруте ВСТО. По нашим оценкам, величина тарифа по прокачке сибирской нефти до Тихого океана может составить примерно $55 за тонну (порядка $7,5 за баррель). Это превышает текущий уровень стоимости транспортировки нефти в западном направлении примерно на $3–4 за баррель. Однако подобная разница будет в полной мере компенсирована премией к цене более качественной нефти (по сравнению с маркой Urals),  поставляемой по ВСТО. Не стоит также забывать, что на общей экономике проекта не могли не отразиться изменения стоимости первой очереди, согласно которым для сохранения базовой IRR (внутренняя норма доходности) проекта увеличить тариф прокачку по ВСТО требуется примерно до $90 за тонну. Несмотря на это, полагаю, что в конечном итоге будет принято решение о сохранении прогнозного тарифа, так как в условиях профицита экспортных мощностей доходность поставок сырой нефти по разным маршрутам не должна существенно отличаться. При этом дополнительная компенсация может быть получена за счет увеличения стоимости транспортировки по другим направлениям.
 
Денис Борисов – к.э.н.,  аналитик ИФК «Солид».

04.08.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены