На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Диверсификация рисков для России

Дмитрий Александров

Строительство ВСТО – сложный социально-экономический и, в конечном счёте, политический проект. Именно поэтому рассматривать его только с экономической точки зрения было бы некорректно. Простой финансово-оценочный подход не сможет отразить те плюсы и минусы, которые лежат в стороне от непосредственно связанных с проектом затрат и станут очевидны только в долгосрочной перспективе.

Азиатско-Тихоокеанский регион – центр будущего потребления нефти и нефтепродуктов. Именно в данной области мира происходит устойчивый рост потребления энергоресурсов, причём в нефтяном секторе есть высочайший интерес к продукции любой глубины переработки. Более того, выход к портам региона в перспективе открывает доступ также и к американскому рынку. Потребление нефти в странах АТР на данный момент составляет около трети от мирового, однако имеет устойчивую тенденцию к росту, в отличие от таких исторических лидеров в спросе на нефть как США и Западная Европа. 
 
 
 Потребление нефти
07/06, %
Индия
6,7
Китай
4,1
Азия
2,3
США
0,4
Россия
-0,9
Европа
-2,6
Япония
-3,5
 
 Добыча нефти
07/06, %
СНГ
3,9
Африка
3,2
Россия
2,2
Всего
-0,2
Сев. Америка
-0,5
ОПЕК
-1,2
Ближ. Восток
-1,8
Сауд. Аравия
-4,1
Норвегия
-7,7

Таким образом, восточный вектор исключает из поставок только европейских потребителей, с которыми и без того имеются достаточные транспортно-логистические связи. Именно АТР позволяет рассчитывать потребление нефтепродуктов, обуславливаемое взрывным ростом автопарка и промышленности и не ограничиваемое экологическими требованиями и применением альтернативных источников энергии. Высокое число потребителей позволяет достаточно спокойно переносить конкурентную борьбу с поставщиками из ближневосточного региона, являющегося основным источником нефти для стран АТР. Несмотря на обнаружение новых запасов нефти на территории северного Китая и его шельфе, импорт со стороны данного государства можно считать надёжной гарантией востребованности поставок углеводородов. К примеру, в 1 квартале 2008 г потребление нефти в Китае выросло на 8% к 2007 г и составило 367 млн тонн в годовом выражении. Потребление нефтепродуктов увеличилось на 16.5% до 211 млн тонн в годовом выражении.

Если в 2006 г в Азиатском регионе среднесуточное потребление составляло 355 тыс. баррелей, то в 2007 – уже 688 тыс. баррелей, а с начала 2008 г – 748 тыс. баррелей. Пока зависимость стран АТР от ближневосточной нефти чрезвычайно высока: в целом регион получает оттуда около 50% поставок, а по некоторым странам эта доля превышает 75%. По нашим оценкам, до 2020 г рост потребления в регионе будет поддержан главным образом за счёт Китая, в то время как по другим странам он будет менее значительным (Южная Корея) или стагнирующим (Япония).
 
Прогноз потребления нефти в ряде стран АТР и Индии
 
2006
2015
2020
20/06, %
Китай
355
520
590
66%
Южная Корея
108
118
113
5%
Япония
255
258
247
-3%
Индия
135
169
181
34%
 

При этом в Южной Корее пик потребления ещё не достигнут, однако может прийтись и на период ранее 2015 г.

Появление нового пути транспортировки сырья обеспечит в регионе конкуренцию потребителей. Основная борьба за ресурсы в АТР развернётся между Китаем и Южной Кореей, однако основным конкурентом Китая в Азиатском регионе будет, несомненно, Индия, которая и в 2007 г обошла его по темпам роста спроса на нефть (6.7% против 4.1%). Развитие альтернативных технологий энергообеспечения приведёт к тому, что Япония, хотя и сохранит второе место по потреблению после Китая в регионе АТР, прироста практически не покажет. Таким образом, для России важным путём развития нефтетранспортной составляющей является как создание трубопроводных путей доставки, с ориентацией на Китай и, возможно, Индию, так и нефтеналивных терминалов для морского снабжения корейского и японского рынков.
 
Развитие восточного направления поставок завершает период практически полной зависимости России от экспортных потоков нефти в Европу. Логическим завершением данного процесса станет распределение экспорта 50/50, с постепенным продолжением смещения веса в сторону восточных потребителей. Несомненно, что скорость данного процесса будет определяться темпами внедрения альтернативных технологий на производстве и транспорте в ЕС, а также платёжеспособным спросом на Востоке. Результатом станет не только более свободное оперирование Россией своими энергетическими потоками, не только ликвидация дисконта к цене восточносибирской нефти при смешении с более дешёвой из западных регионов страны, но и повышение способности России влиять на конъюнктуру мировых и контрактных цен на нефть и нефтепродукты в странах Европы и АТР. В контексте становления мировой сверхдержавы, обозначенном В.В. Путиным, данное достижение является одним из важнейших.
 
В условиях изменяющейся структуры потребления нефти в мире со смещением центра тяжести в азиатский регион, а также для диверсификации сбытовых потоков и снижения зависимости от европейского рынка сбыта строительство ВСТО является чрезвычайно привлекательным проектом. После ввода 2-ой очереди совокупная теоретически возможная мощность экспортного потока в восточном направлении составит 80 млн тонн в год. Из них 30 млн тонн – сразу в Китай, ещё 50 млн тонн – на танкерную перевалку. В 2007 г экспорт через систему трубопроводов «Транснефти» составил 220.6 млн тонн. На страны АТР пришлось около 11.2% экспорта. Ввод в строй первой очереди ВСТО увеличит это соотношение до 20%, ввод обеих очередей – до 33%, при сохранении объёмов поставок в Европу и СНГ на текущих уровнях. Даже с учётом того, что не вся нефть ВСТО пойдёт на экспорт, позитивное изменение в балансе внешней торговли углеводородами для России налицо.
 
С помощью ВСТО Россия обеспечивает также и полную безопасность транспорта в регион АТР, минуя нестабильный пояс Иран- Афганистан -Пакистан. При этом заявленные на сегодня тарифы являются одними из наиболее низких. Приведём примеры удельной стоимости прокачки для ряда других трубопроводов в России и сопредельных государствах.
 
Протяжённость и тарифы на прокачку нефти по ряду трубопроводов
 
Длина, км
Тариф, $/т х 100 км
ВСТО (1 очередь)
2757
1,41
БТД
1768
<1,65*
КТК
1510
2,52
Одесса-Броды
674
1,54
Расчёты Файненшл Бридж
*для участников проекта – 1.07

 

Учитывая новый виток осложнений отношений с рядом соседствующих транзитных государств на западных и южных границах, использование незамкнутых на них маршрутов представляется весьма целесообразным. Пояс нестабильности, включающий в себя Иран, Афганистан и Пакистан, является регионом, который имеет важнейшее значение для конфигурации транспортных потоков нефти и газа в Евразии. Существует несколько вариантов газо- и нефтепроводов, способных поставлять углеводороды в восточном (Китай и Индия)или западном (Турция и Южная Европа) направлении в обход России. При этом источником сырья служат Иран или Туркменистан. Создание таких трубопроводных мощностей сдерживается сегодня фактором высокой военно-политической нестабильности и связанными с ней рисками диверсий на объектах инфраструктуры. Таким образом, перенаправление экспортных потоков нефти на восток целесообразно как с экономической, так и с политической точек зрения.
 
В заключении стоит отметить, что проект имеет важную дополнительную цель – способствовать развитию стагнирующих восточных регионов страны, привязать их к «материковой» России экономически и сформировать там новые центры роста промышленности и торговли. Энергетическая составляющая является здесь неотъемлемым фактором успеха. Создание перевалочных мощностей в Приморье значительно увеличит грузооборот и денежные поступления.
 
Дмитрий Александров – ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж»

10.09.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены