На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Тариф для ВСТО: решение есть

Александр Дармин

В начале октября началась транспортировка нефти по реверсивному участку Восточного нефтепровода. Недалек тот час, когда нефтепровод начнет свою работу в проектном направлении. В августе Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила тариф на транспортировку нефти по ВСТО от Талакана до Тайшета в размере 981,6 руб. Какой будет система тарификации транспортировки нефти по ВСТО-1 после окончания его строительства? Насколько она будет рентабельна? Как повлияет на сроки окупаемости проекта?

С начала строительства проект претерпел определенные изменения. Перенос сроков строительства, а также изначально допущенные просчеты в расчетах стоимости проекта привели к тому, что ВСТО-2008 стал дороже ВСТО-2006 в два раза. Одновременно с этим тариф на прокачку нефти по проекту «Транснефти» сохранил размеры, поменяв лишь валюту. Вариантов у компании несколько – либо увеличивать тариф на прокачку нефти, либо брать кредиты в банках, либо надеяться на помощь государства.
 
Очевидно, что сохранение тарифа для ВСТО от Тайшета до Сковородино на прогнозном уровне приведет к тому, что только первая очередь в случае планируемого заполнения на уровне 30 млн тонн нефти в год окупится за 10-12 лет. Первоначальный тариф 2006 года предполагал взимать $38,8 за тонну нефти, прокачанной по ВСТО-1. При сегодняшнем курсе доллара эта цифра очень близка к 981,6 рублям – действующему тарифу на реверс. С 2006 года ФСТ этот тариф так и не меняла. В то же время, «Транснефти» понадобится более $30 млрд для того, чтобы ввести в строй ВСТО-2. В этих условиях планируемая ставка выглядит просто невыгодной. Проект с окупаемостью в 50 лет вряд ли является сильно привлекательным для государственной компании, несмотря на всю его политическую и экономическую важность. Становится очевидно, что увеличение тарифной ставки уменьшит срок окупаемости и позволит получить деньги на дальнейшее строительство ВСТО-2.
 
За прошедшие два года прозвучало несколько предложений увеличить тарифную ставку. Они исходили как от правительства России, так и от самой «Транснефти». Летом 2007 года экс-глава МЭРТ Герман Греф говорил, что цена транзита на всем протяжении ВСТО может вырасти до $50 за тонну. Тогда эксперты сходились на мысли, что такое повышение вполне логично, ведь нефть в ВСТО не будет смешиваться с высокосернистой нефтью с других месторождений, что позволит компаниям продавать ее на выходе дороже. В таком случае, окупаемость первой очереди может снизиться до 7-8 лет, а всего проекта – до 25, что вполне сопоставимо с другими мировыми проектами. Позже прозвучало предложение об установлении тарифа для реверсивного участка Восточного нефтепровода в пределах $85 за тонну нефти. Таким повышением можно было бы не только существенно снизить срок окупаемости проекта, но и сроить вторую очередь ВСТО за счет первой. Получалось, что от ВСТО «Транснефть» могла получать $2,55 млрд в год при загрузке 30 млн тонн в год и более $5 млрд – при 80 млн тонн. Однако встает вопрос рентабельности транспортировки сырья для нефтяных компаний. В этом случае компаниям было бы выгоднее экспортировать нефть на Запад, где ставка гораздо ниже. С другой стороны, ставка в пределах $85 за тонну включала в себя и доставку топлива цистернами РЖД от Сковородина до спецморпорта Козьмино, за которую РЖД планировала взимать от $44 до $50 за тонну. Понимая то, что для окупаемости проекта придется увеличивать тарифную ставку и то, что нефтяные компании могут просто переориентировать свои нефтяные потоки на Запад, правительство совместно решило ввести единый сетевой тариф для прокачки по системе компании.  
 
Сетевой тариф разрабатывается в связи с предстоящим вводом в строй ВСТО и должен заменить действующую тарифную сетку «Транснефти». Основная суть отличий — стоимость прокачки нефти не привязывается к конкретному направлению, а определяется для всей сети в целом и зависит от расстояния. В случае введения сетевого тарифа цены на транспортировку сырья будут равными на всех направлениях. Таким образом, установив тариф для ВСТО, компания установит его для всей России. У подобного плана модернизации системы могут быть сторонники среди менеджмента нефтяных компаний, несмотря на то, что тарифная ставка будет расти. Главным сторонником должна стать «Роснефть», которая и так планировала сделать основной упор своих экспортных потоков на ВСТО. Сетевой тариф позволит равномерно распределить затраты среди всех пользователей системы «Транснефти», а также избежать значительного повышения ставки. Если установить тариф 981 рубль на все направления сейчас, то дополнительная прибыль компании составит более $2 млрд. Важным дополнением является то, что стоимость транспортировки нефти на дальние расстояния в пересчете на километр должна быть дешевле, чем на короткие. Это позволит сделать тариф на прокачку по ВСТО еще меньше, ведь протяженность трубы будет просто громадной, а основная стоимость ляжет на небольшие трубопроводы. Сейчас ФСТ и «Транснефть» активно работают над этим тарифом. Вместе с тем, начальник управления регулирования нефтяной и газовой отрасли ФСТ Денис Волков недавно заявил, что снижение тарифа не представляется возможным. Согласно озвученной им позиции ведомства, повышение тарифа для таких крупных проектов, как ВСТО, неизбежно.
 
Однако есть опасения, что в условиях финансового кризиса «Транснефти» может не хватить этих мер – ведь деньги для строительства Восточного нефтепровода нужны сегодня. Брать займы тогда, кода все банки продолжают повышать стоимость кредитов, означает не только увеличивать стоимость ВСТО, но и тариф на прокачку нефти. В свою очередь, это ударит по нефтяным компаниям, которые и так просят снизить налоговое бремя. В этих условиях министр энергетики, Сергей Шматко пообещал, что «Транснефти» будет оказана помощь в строительстве ВСТО, однако точные механизмы пока не определены. Хотя «Транснефть» и говорит о том, что сама может справиться со строительством первой очереди, государственная помощь в ситуации финансового кризиса может стать оптимальным решением. Не будут привлекаться дополнительные кредиты под высокие проценты, что также, позволит сдержать рост тарифов. Учитывая не только экономическое, но и политическое значение ВСТО, подобное решение выглядит оправданным даже с точки зрения развития рыночных отношений. Государство может предоставить как беспроцентный кредит на строительство второй очереди ВСТО через Внешэкономбанк, так и оформить помощь как субсидию. Не исключена возможность снижения налогов для компании или обеспечение кредита.
 
Итак, определенная ранее ставка в $38,8 за тонну является неэффективной. оптимальная стоимость транзита находится где-то между этими значениями, то есть в районе $55-60 за тонну. Эта ставка позволит окупить первую очередь проекта за 7-8 лет, а весь проект – за 20 лет. Очень вероятно, что «Транснефть» введет сетевой тариф, чтобы избежать переориентации нефтяных потоков на Запад. Это позволит компании зарабатывать около $2 млрд каждый год. Если добавить к этому и помощь государства, которая также видится безальтернативным вариантом для удержания тарифа на приемлемом для всех уровне, то в качестве приемлемого можно рассматривать тариф размером $50-55 за тонну.
 
Александр Дармин –  ведущий аналитик, заместитель главного редактора ИА «Neftegaz.ru»

13.10.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены