На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Китай и ВСТО: нужен реализм

Алёна Корпусова

С каждым днем нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» все ближе к работе. В октябре был запущен реверсивный участок ВСТО от Тайшета в Иркутской области до Талаканского месторождения в Якутии. В четвертом квартале 2009 года будет введена в эксплуатацию вся первая очередь ВСТО от Тайшета до Сковородино в Амурской области. В конце октября были достигнуты договоренности по китайскому вопросу – «Транснефть» и CNPC подписали соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино – граница КНР». Между тем во взаимоотношениях России и Китая по вопросам реализации крупнейшего инфраструктурного проекта появились некоторые проблемы. Амбиции, которыми в последнее время начинает злоупотреблять Китай по отношению к столь масштабному российскому проекту, могут существенно затруднить для этой страны пути взаимовыгодного сотрудничества с Россией. Впрочем, диалог продолжается.

 
В нынешних условиях сложной экономической ситуации, для России особенно важно диверсифицировать экспортные поставки нефти. Строительство Восточного нефтепровода играет здесь первостепенное значение. Диверсификация экспортных потоков не предполагает полного отказа от традиционных, уже давно сложившихся рынков сбыта. Так, из сферы интересов российских нефтяных компаний нельзя исключать европейские рынки сбыта. В частности, в случае обеспечения эффективной работы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) функционирование трубопровода, соединяющего нефтегазовые месторождения Казахстана с российским побережьем Черного моря, сможет составить серьезную конкуренцию маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Да и нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» не рассчитана на поставки российской нефти исключительно в Китай. Вторая очередь ВСТО пройдет по дальневосточным регионам, а ее конечной точкой станет нефтеперегрузочный комплекс в бухте Козьмина – на побережье Тихого океана. По сути для российского экспорта нефти открываются рынки сбыта целого ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо Китая, большой интерес к реализации проекта ВСТО проявляют Япония и Южная Корея. По мере того как строительство нефтепровода из Восточной Сибири до побережья Тихого океана подходит к завершающей стадии, от этих стран звучит все больше конкретных предложений по вопросам сотрудничества в рамках строительства и эксплуатации ВСТО. Например, желание участвовать в финансировании строительства ВСТО-2 выражала Южная Корея. Для стран АТР сейчас важно заблаговременно обеспечить стабильные поставки нефти. Очевидно, что при возрастающей конкуренции потребителей, производитель в лице России будет искать наиболее выгодные варианты сотрудничества.
 
Такие поиски приобретают особую актуальность в условиях нестабильности мировой финансовой системы. Реализация крупномасштабных, а вместе с тем и высокозатратных проектов, может столкнуться с рядом экономических рисков. Что касается нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», то завершение строительства первой очереди в конце 2009 года не вызывает сомнений – средств достаточно. Об этом заявлял глава «Транснефти» Николай Токарев. В настоящий момент для строительства ВСТО-1 произведены все закупки. Между тем «Транснефти» предстоит строительство второй очереди ВСТО, а также ответвления нефтепровода от Сковородино до границы КНР. Согласно достигнутым договоренностям, каждая сторона будет строить трубопровод на своей территории самостоятельно. По предварительным оценкам, стоимость строительства нефтепровода от Сковородино до границы России с Китаем составит $600 млн. Строительство второй очереди ВСТО оценивается в 420-450 млрд. рублей. Сооружение стратегически важного объекта компания ведет за счет собственных и заемных средств. Инвестиционная программа «Транснефти» будет рассмотрена правительственными органами в конце ноября - начале декабря. 
 
В свою очередь, по данным СМИ, Китай готов предоставить российским компаниям – «Транснефти» и «Роснефти» - кредит в $10 и $15 млрд. соответственно. Однако первый этап переговоров по этому вопросу на уровне рабочих групп завершился без конкретных результатов.
 
Рассматривать такое положение вещей в качестве поражения российской стороны совершенно некорректно. Во-первых, переговорный процесс еще не завершен, завершен лишь начальный его этап. В любом случае, решение будет приниматься на уровне политического руководства. Во-вторых, китайская сторона потребовала установить плавающую ставку по кредиту в зависимости от банковской конъюнктуры. По словам Николая Токарева, выгодной для «Транснефти» была бы фиксированная ставка менее 7% . Учитывая потребность Китая в новых источниках поставок нефти, а также готовность предоставления кредитов, КНР вполне в состоянии пойти на условия российской стороны. Кроме того, одним из условий китайской стороны стало требование гарантий в виде лицензий на российские месторождения. Такие условия не только экономически невыгодны, но и совершенно неприемлемы с точки зрения национальной экономической безопасности. Россия не пойдет на ограничение своего экономического суверенитета.
 
Очевидно, что Россия рассматривает Китай как один из крупнейших рынков экспортных поставок нефти. По экспертным оценкам, спрос на нефть в Китае ежегодно растет на 25-30%. И даже кризис не способен изменить ситуацию. Объем российских поставок в Китай составляет около 12 млн. тонн в год. Строительство Восточного нефтепровода может обеспечить КНР еще 15 млн. тонн. При этом главным поставщиком является НК «Роснефть». Переговоры с «Роснефтью» о поставках углеводородов в КНР коммерческие, поэтому исходить следует, прежде всего, из реальных экономических условий.
 
Не стоит забывать, что столь жесткая позиция, которую заняла на переговорах рабочая группа Китая и вошедшая в нее Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), помимо прочего, обусловлена национальным стилем ведения переговоров. Более того, можно ожидать длительного и затяжного переговорного процесса. Только в случае детального просчета рисков и недопущения существенных уступок российская сторона сможет добиться взаимовыгодного соглашения. В свою очередь Китаю не останется ничего, кроме как занять более реалистичную позицию в последующих переговорах. В любом случае, строительство ВСТО, а вместе с тем и развитие восточного направления экспорта нефти перспективно вне зависимости от конкретного потребителя.
 
Алёна Корпусова - заместитель главного редактора - ответственный секретарь экспертного портала "Восточный нефтепровод", аналитик АПЭК

24.11.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены