На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО и кризис: поддержка государства есть

Евгений Махортов

2009 год обещает быть самым трудным для российской экономики с начала века. Многие отрасли испытывают серьезные проблемы с обеспечением бесперебойного финансирования намеченных программ развития. Мировой финансовый кризис вносит коррективы и в деятельность компаний нефтегазового сектора России. С наиболее серьезными проблемами столкнулись компании, реализующие крупные капиталоемкие проекты. В первую очередь это касается «Транснефти», в планах которой завершение строительства первой очереди ВСТО и начало возведения второй, а также подготовка к прокладке нефтепровода БТС-2. Все это требует от компании максимальной мобилизации организационных и финансовых ресурсов. 

В середине января Николай Токарев сообщил, что первая очередь ВСТО будет запущена 25 декабря этого года. Подобные заявления должны положить конец спекуляциям по поводу целесообразности строительства нефтепровода, а также источников его финансирования. Уверенность Токарева и стратегическая важность ВСТО как проекта, направленного на усиление экономических и геополитических позиций России, позволяет сделать вывод о том, что строительство трубопровода не останется без поддержки.
 
Необходимо соблюсти интересы всех участников проекта: компаний-недропользователей, подрядных организаций, региональных и муниципальных властей, общественности. Всем им «Транснефть» создала максимально комфортные условия для сотрудничества, что особенно важно в период кризиса. Особо стоит отметить, что благодаря решению «Транснефти» нефтяные компании получили возможность транспортировать сырье по Восточному нефтепроводу в западном направлении, не дожидаясь ввода в эксплуатацию всей первой очереди. Запуск реверсивного участка ВСТО от Тайшета до Талакана позволил начать эксплуатацию новых месторождений. Особенно необходимо это было для «Сургутнефтегаза», который показал наибольший уровень падения добычи нефти по итогам 2008 года среди крупнейших российских компаний. Однако с началом работы реверсивного участка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на Талаканском месторождении добывается 4 тыс. тонн нефти в сутки. Согласно прогнозам в 2009 году добыча нефти на месторождении составит 2 млн. тонн.
 
Привлечение финансовых средств сегодня проблема для всех. Однако это не должно стать фактором, влияющим на реализацию ВСТО. Об этом заявлял премьер Владимир Путин. Об этом говорил и президент «Транснефти» Николай Токарев, подчеркивая, что повышение капитализации не является основным приоритетом компании. Главное – содержательные государственные задачи. «Транснефть» является государственной компанией и выступает агентом модернизации и расширения нефтепроводной системы России. А значит, компания может рассчитывать на  поддержку со стороны государства в условиях нестабильности финансовой системы. «Транснефть» реализует долгосрочные инвестиционные проекты, которые служат катализатором развития целых отраслей и регионов, в частности, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
 
Поддерживая финансовую стабильность «Транснефти» и проекта ВСТО в условиях кризиса, государство рассматривает два возможных источника финансирования. Первый из них – займы у китайских банков. КНР заинтересована в строительстве ВСТО и ответвления от ВСТО к собственной границе, поэтому велика вероятность того, что стороны найдут компромиссное решение по условиям предоставления кредита. Кроме того, российско-китайский переговорный процесс поддерживается на политическом уровне. Так, в октябре прошлого года с премьер-министром Владимиром Путиным встречался китайский премьер Вэнь Цзябао.
 
Второй способ покрытия затрат – создание дополнительной системы финансирования с участием государства. Эта идея нашла отклик даже в таком консервативном ведомстве, как Минфин. Ведомство предложило одобрить выпуск облигаций «Транснефти», выкупить которые должны государственные и частные банки. После этого они смогут заложить облигации, получив полное рефинансирование в объеме приобретенных бумаг. Идею господдержки строительства ВСТО поддерживают и в Минпромторге, где в настоящее время готовится список важнейших инвестиционных проектов, которым будет оказана финансовая помощь из федерального бюджета.
 
Учитывая эффективную работу «Транснефти» и государственную поддержку строительства нефтепроводной системы, в завершении реализации проекта сомнений нет. Более того, очевидна необходимость продолжать прокладку трубы ВСТО до Тихого океана даже во время кризиса. В этом случае Россия получит прямой доступ к новым рынкам сбыта нефти. Ведь уже через два-три года экономика стран АТР вернется на докризисный уровень потребления углеводородов. Возможно даже его наращивание. Поэтому именно сейчас, когда многие компании сворачивают свою инвестиционную активность в регионе, для России очень важно закрепиться на перспективном восточном направлении.
 
Евгений Махортов – старший аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru

05.02.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены