На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Алексей Сапсай: «Пройден большой путь, и еще больше предстоит сделать»

Алексей Сапсай

Строительство первой очереди системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» близится к завершению. На днях будет преодолен очередной рубеж – 2500 км. О проделанной работе экспертному порталу «Восточный нефтепровод» рассказал генеральный директор Центра управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» Алексей Сапсай.

Построено 2500 км трассы Восточного нефтепровода. Введен в эксплуатацию реверсивный участок от Тайшета до Талакана. Как Вы оцениваете проделанную работу?
 
Пройден большой путь, однако еще больше предстоит сделать. Я убежден: сейчас самое главное – не расслабляться. Перед коллективом ООО «ЦУП ВСТО» стоит задача завершить строительство всех объектов, предусмотренных ВСТО-1, по графику, в декабре 2009 г. И она будет выполнена. Полным ходом идет подготовка к работам по реализации проекта ВСТО-2. В ходе строительства первой очереди мы получили уникальные знания и освоили технологии ведения сложнейших работ в экстремальных климатических условиях практически при полном отсутствии транспортной инфраструктуры. Все эти навыки будут применены и на строительстве ВСТО-2.  
             
Какие участки маршрута ВСТО были самыми трудными? Какие технологии используются при строительстве Восточного нефтепровода? Насколько распространены уникальные методы строительства?
 
Строительство нефтепроводной системы ВСТО проходит в экстремальных природно-климатических условиях. Действующие ГОСТы и СНиПы недостаточно охватывают эти условия, поэтому были разработаны Специальные нормы проектирования и строительства магистрального нефтепровода ВСТО.
 
Иркутская область, Республика Саха (Якутия) и Амурская область отличаются пересеченной местностью, обилием проток, таежных рек, болот, гористым рельефом. Специалисты считают особенно трудным участок строительства от 2202 до 2620 км «Алдан-Тында», который отличается обилием выхода на поверхность скальных пород. В этих местах разработка траншеи для укладки трубопровода велась буровзрывным методом.
 
Труднопроходимые скальные грунты преобладают также на участке строительства от  1570 до  2202 км «Олекминск-Алдан»: вечномерзлые грунты, болотистая местность, отсутствие инфраструктуры и, как следствие, отсутствие дорог. Поставка материально-технических ресурсов велась на данном участке летом по р. Лена до складов разгрузки и площадок временного хранения в городах Ленск и Олекминск.
 
Согласно условиям проекта на отдельных участках системы ВСТО из-за значительного перепада высот по трассе в трубопроводе предусмотрено высокое давление. В то же время сейсмичность некоторых участков, по которым прокладывается трасса, свыше 9 баллов, что потребовало применения соответствующих технических решений. Так, был подготовлен пакет специальных технических требований к высокопрочным трубам, рассчитанным на высокое давление, к трубам с заводской теплоизоляцией с использованием пенополиуритана, соединительным деталям, вертикальным и горизонтальным фильтрам-грязеуловителям, датчикам КИПиА и к другому оборудованию нефтепровода.
 
По климатическим показателям наши трубы должны быть еще и морозостойкими. И используемые в проекте трубы действительно уникальны: толщина стенки от 11 до 29 мм. На отдельных участках системы ВСТО из-за уже упомянутого значительного перепада высот и, как следствие, необходимости высокого давления, применены высокопрочные трубы, в частности, класса прочности К70.
 
Для подземной прокладки предусмотрены трубы с антикоррозионным трехслойным заводским покрытием из экструдированного полиэтилена. Стыки изолируются термоусаживающимися манжетами. Кроме того, наши технические решения обеспечивают сохранность изоляционного покрытия при укладке и засыпке (подсыпка, присыпка, обертка скальным листом, футеровка).
 
Трехслойное полиэтиленовое покрытие - на сегодняшний день -  наиболее современное и эффективное защитное покрытие трубопроводов, обеспечивающее их противокоррозионную защиту на 45-50 лет эксплуатации. А в случае с ТС ВСТО наша специальная система трехслойного полиэтиленового покрытия еще и обладает повышенной морозостойкостью. Трубы с таким покрытием можно хранить при температуре до минус 60°С, а строительно-монтажные и укладочные работы они позволяют вести при температурах до минус 45-50°С.
 
Там, где прокладка нефтепровода идет в скальных и многолетнемерзлых грунтах, предусмотрена разработка траншеи с предварительным рыхлением грунтов буровзрывным способом скважинным методом. Специальными техническими требованиями к работам по рыхлению скальных и мерзлых грунтов установлена двухрядная сетка скважин, обеспечивающая максимально эффективное рыхление и пригодность разрыхленного грунта для обратной засыпки.
 
Основным залогом безаварийной эксплуатации нефтепровода является стабильно высокое качество сварных стыков, которое обеспечивается применением полуавтоматической и автоматической сварки.
 
Отмечу, что каждый участок нефтепровода ВСТО является уникальным техническим объектом, который строится по самым жестким требованиям, с учетом отечественного и мирового опыта строительства в сложных условиях.
 
Какие подрядные организации работают сейчас на строительстве нефтепровода?  
 
Мы привлекаем подрядные организации, имеющие успешный опыт выполнения работ, как в России, так и за рубежом. Большинство из них положительно зарекомендовало себя на объектах ОАО «АК «Транснефть». В настоящее время на объектах ВСТО задействовано несколько десятков  организаций (генподрядчики), которые, в свою очередь, для выполнения отдельных видов работ привлекают спецсубподрядные организации, количество которых зависит от конкретного этапа строительства (по каждому объекту их количество варьируется  от 2-х до 15-ти).
 
Какой эффект оказало строительство Восточного нефтепровода на социально-экономическое развитие регионов, в которых велось его строительство? Как Вы оцениваете ситуацию с налоговыми поступлениями, занятостью и развитием инфраструктуры?
 
Сейчас, когда активные работы на ВСТО идут одновременно в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Амурской области и Приморье, можно без преувеличения сказать, что в каждом регионе, в который приходили, мы сразу становились крупнейшим инвестором и одним из ключевых налогоплательщиков. В удаленных от столиц регионов муниципальных образованиях возникло движение, были созданы новые рабочие места, транспортные коммуникации, оживились рынок аренды жилья, торговля, сфера услуг.
 
Что касается налоговых отчислений, то, в частности, только в бюджет Иркутской области в период с 2006 по 2009 год было уплачено более 1 млрд. 204 млн. рублей.
 
Какие работы намечены на 2009 год? Что необходимо для полноценного запуска ВСТО?
 
В качестве приоритетных задач ООО «ЦУП ВСТО» в 2009 году следует выделить:
-завершение работ по сварке и укладке нефтепровода на так называемой "Северной Короне" (участок от 1105  до 2202 км);
-проведение пневмоиспытаний законченных участков строительства в зимний период;
-завершение строительства объектов первой очереди ТС ВСТО, пуск нефти по участку «Талакан-Алдан-Тында-Сковородино», в том числе строительство объектов: НПС 8, НПС 14, НПС 21, пункт налива нефти на станции «Сковородино», Объекты СМНП «Козьмино».
 
Кроме того, предстоит закончить подготовительные мероприятия по реализации проекта ВСТО-II, а также по строительству ответвления от трубопроводной системы  ВСТО на Китай от НПС «Сковородино» до НПС «Ляньинь».
 
Алексей Сапсай – генеральный директор Центра управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан"

10.03.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены