На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО-1: финишная прямая

Алена Корпусова

Первая очередь нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» сварена в нитку. Теперь специалистам предстоит проверить нефтепровод на прочность - под большим давлением в трубу будет закачиваться воздух, а затем вода. Испытания нефтепровода занимают достаточно много времени, однако все работы идут в соответствии с утвержденным правительством графиком. Окончательно сдать в эксплуатацию ВСТО-1 «Транснефти» предстоит в декабре. Мощность ВСТО-1 должна составить 30 млн. тонн нефти в год.

Первая очередь нефтепровода от Тайшета до Сковородино имеет протяженность 2694 км. В рамках ВСТО-1 по территории Иркутской области проходит 984 км трассы, Якутии – 1458 км, Амурской области – 252 км. Кроме того, маршрут Восточного нефтепровода спроектирован таким образом, что трасса ВСТО проходит вблизи перспективных месторождений Восточной Сибири и Якутии. Это позволяет существенно минимизировать транспортные издержки недропользователей и стимулировать комплексное развитие ресурсной базы региона. В соответствии с изменениями, внесенными по инициативе Владимира Путина в распоряжение правительства от 31 декабря 2004 года, трасса ВСТО была перенесена севернее озера Байкал, а в качестве конечной точки нефтепроводной системы была утверждена бухта Козьмина. С учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, был утвержден маршрут Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Республика Якутия) - Алдан (Республика Якутия) - Сковородино (Амурская область) - бухта Козьмина (Приморский край).
 
Однако история ВСТО началась раньше – в 2001 году, когда необходимость строительства нового экспортного нефтепровода в направлении Азиатско-тихоокеанского региона стала очевидной, и президент дал поручение разработать Декларацию о намерениях и обоснование инвестиций в строительство нефтепровода.
 
Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях. К 4 июня 2008 года было смонтировано уже две тысячи километров трассы. Очередные стыки линейной части трубопровода были сварены на участках «Талакан-Олекминск» и «Алдан-Тында». В середине марта 2009 года прошла торжественная церемония сварки 2500 км трассы ВСТО в районе города Олекминска в Якутии.
 
Знаменательной датой в истории нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» стало 4 октября 2008 года. Тогда в реверсивном режиме начал работать 1100-километровый участок ВСТО от Тайшета до Талакана. В настоящее время восточносибирская нефть транспортируется в западном направлении до «нулевого» пикета в Тайшете, после чего по магистрали Омск-Иркутск перекачивается до Ангарской НХК. Первый миллион тонн нефти с Талаканского и Верхнечонского месторождений был закачан в реверсивный участок ВСТО 1 апреля 2009 года.
 
Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы ведутся работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи и автоматики. В рамках первой очереди ВСТО проектом предусмотрено строительство 7 НПС. По три НПС расположены на территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия), одна – в Амурской области. На головной НПС в Тайшете, занимающей площадь более 25 га, возведено пять резервуаров емкостью по 50 тыс. тонн каждый и еще два – по 5 тыс. тонн. Помимо этого, проект предусматривает наличие резервуарного парка на НПС №10 в районе Талакана (260 тыс. кубометров) и НПС «Сковородино» (310 тыс. кубометров).
 
Еще одним важным этапом в ходе реализации проекта стало форсирование Лены. Сооружение подводного перехода началось в конце марта 2009 года и завершилось уже в начале апреля. В течение 5 дней в районе 1755 км трассы была завершена укладка ВСТО в траншею. Укладка ВСТО была произведена методом протаскивания дюкера, длина которого составляет 1598 м. Этот метод предполагает размещение изолированной части магистральной трубы в футеровочной рейке, обвешанной поверх тяжелыми чугунными пригрузами. Ширина реки Лена в месте пересечения ВСТО составляет 1440 м, глубина от зеркала воды до дна – 6,8 м. Глубина подводной траншеи, по которой проходит нефтепровод, составляет до 12 м от уровня воды. Особое внимание при строительстве подводного перехода уделено экологической безопасности объекта. Стоит отметить, что  Восточный нефтепровод пересекает свыше 500 водотоков, в том числе сотню рек. Поэтому чрезвычайное внимание уделено сооружению подводных переходов. Опыт «Транснефти» в строительстве и многолетней эксплуатации подводных переходов через Енисей, Обь, Волгу позволяет утверждать, что экологическая безопасность Лены и других водотоков будет гарантирована безусловно. Решение об использовании траншейного способа строительства было принято после тщательного просчета специалистами «Транснефти» возможных вариантов преодоления водотока, исходя из геологических и гидрологических условий дна Лены. В свою очередь, этот переход является уникальным, надежность конструкции достигается за счет использования труб с высоким запасом прочности  и повышенным требованиям к качеству металла. Расположение НПС №14 на правом берегу Лены после подводного перехода ВСТО позволило снизить до минимума давление в трубе в период эксплуатации.
 
Нефтепроводная система ВСТО является объектом трубопроводного транспорта нового поколения. Срок его эксплуатации на 20 – 25 лет больше, чем у ныне действующих трубопроводов. Проектировщики специально разработали для ВСТО целый комплекс организационно-технических и конструкторско-технологических решений. Уже на стадии проектирования ВСТО были проведены масштабные научные исследования по влиянию строительства на окружающую среду. При сооружении и эксплуатации объектов ВСТО используются самые современные технологии, которые позволяют минимизировать негативное воздействие на природную среду – это отмечают не только специалисты «Транснефти», но и признает научное сообщество, общественные экологические организации. Проект предусматривает функционирование ВСТО  в зонах с вечномерзлыми грунтами, в районах с высокой сейсмичностью и при низких климатических температурах, для чего, в частности, используются трубы со специальными техническими характеристиками. Все нормативные документы прошли жесткую экспертизу, все технические и технологические решения полностью соответствуют законам и подзаконным актам Российской Федерации, техническим регламентам ОАО «АК «Транснефть».
 
Начало эксплуатации ВСТО имеет принципиальное значение для России. Запуск первой очереди играет ключевую роль в процессе освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, и, соответственно, в обеспечении высокого уровня добычи нефти. Для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, по которым проходит трасса, ВСТО означает ускорение социально-экономического развития, обеспечение высоких налоговых выплат в местные бюджеты, развитие новых отраслей промышленности, создание инфраструктуры, обеспечение местного населения рабочими местами. С точки зрения геополитики ВСТО открывает российским нефтяным компаниям выход на рынок стран АТР. Реализуется важнейшая стратегическая задача – диверсификация экспортных потоков российских углеводородов.
 
Алена Корпусова – аналитик АПЭК, заместитель главного редактора-ответственный секретарь экспертного портала «Восточный нефтепровод»

27.04.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены