На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Отводы: за чей счет?

Евгений Махортов

Мировой потребительский спрос, а вместе с ними и рынки сбыта сужаются. Если смотреть на ситуацию с позиции пессимиста, то подобное положение дел, безусловно, негативно влияет на положение практически всех экономических акторов. Однако за снижением спроса обязательно последует его рост. Это приведет к тому, что экономические ниши, ранее занятые конкурентами, а в период кризиса сократившиеся, некоторое (очень малое) время будут пустовать. Именно так Россия получает шанс увеличить присутствие своей продукции на перспективных рынках. В первую очередь это касается нефти – основного экспортного продукта страны. 

Ключевую роль для российского государства начинает играть нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», первую очередь которого запустят в эксплуатацию уже в декабре. Это событие, а также строительство отвода от ВСТО до Китая, станет началом агрессивного выхода российских энергоресурсов на самые перспективные с точки зрения спроса рынки.
 
Реализация проекта ВСТО способствует поступательному развитию экономики отдельных регионов и топливно-энергетического комплекса страны в целом. Особенно важно это сейчас, когда добыча в «старых» добывающих регионах (Поволжье, Западная Сибирь) имеет тенденцию к снижению. Ввод в строй обеих очередей нефтепровода откроет для инвестиций новые нефтегазоносные районы, такие как Восточная Сибирь и (в перспективе) Дальний Восток. Привлекательность вложений в ТЭК этих регионов повысится вследствие появления соответствующей инфраструктуры и мощного экспортного канала. Налицо огромный мультипликативный эффект для развития региональной экономики, который несет с собой строительство.
 
На протяжении всего периода строительства первой очереди нефтепровода было принято немало решений, призванных максимально плавно синхронизировать реализацию гармонирующих с ВСТО проектов по развитию ТЭКа России. Речь идет в первую очередь о сопутствующих нефтепроводных проектах («Пурпе-Самотлор», «Ванкор - Пурпе»), крупнейших проектах по добыче нефти (Ванкорское, Верхнечонское, Талаканское месторождения), а также  по нефтепереработке.
 
Что касается обустройства инфраструктуры и решения проблем подключения месторождений и НПЗ к магистральным нефтепроводам, то сложившаяся практика предполагает, что реализация этих проектов находится в компетенции самих нефтяных компаний. ВСТО в этом отношении не станет исключением. При этом нефтяные компании  получают существенные экспортные возможности в виде нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», серьезно превышающие пропускную способность действующих каналов транспортировки на восток.
 
Строительство первой очереди ВСТО активизировало геологоразведочные и добычные работы в районе прокладки трубы. Так, вблизи Ванкорского месторождения находятся 16 лицензионных участков, на территории которых ведутся геологоразведочные работы.
 
Помимо стимулирования геологоразведки в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также создания новой нефтегазовой провинции, важным вкладом ВСТО в развитие отечественного ТЭКа стала возможность НПЗ Дальнего Востока (Комсомольского и Хабаровского) перерабатывать сырье, поставляемое по Восточному нефтепроводу. Технические условия на присоединение этих объектов к ВСТО были выданы «Транснефтью». Помимо диверсификации экспортных путей транспортировки российских углеводородов, ВСТО предусматривает загрузку мощностей дальневосточных НПЗ, ориентированных на внутреннее потребление, и в состоянии обеспечить предприятия объемами нефти на уровне 10–11 млн тонн.
 
Однако ключевым здесь стало решение о строительстве нефтехимического комбината вблизи конечной точки Восточного нефтепровода. Проектировщики ориентируются на то, что комбинат будет производить весь спектр нефтепродуктов, в том числе высокотехнологичные полимеры и пластмассы. Мощность НПЗ должна составить 20 млн. тонн в год. Возможность для реализации проекта, его экономическую обоснованность и сырьевую базу обеспечивает непосредственная близость Восточного нефтепровода. Впрочем, пока известны лишь самые общие параметры проекта, его детализация «Роснефтью» – еще впереди.
 
Без сомнения, дальневосточные НПЗ заинтересованы в получении нефти из ВСТО. Очевидно, что затраты на сооружение инфраструктурных отводов до Восточного нефтепровода должны понести сами нефтяники. По оценкам специалистов, стоимость такого строительства может достигать нескольких десятков миллиардов рублей, и очевидно, что «Транснефть», которая реализует ВСТО за счет собственных и заемных средств, не может, а главное не видит оснований для увеличения стоимости ВСТО за счет инфраструктуры, необходимой заинтересованным компаниям.
 
От ввода в строй ВСТО будут зависеть проекты по всей производственной цепочке – начиная от поиска и разведки территорий и заканчивая экспортом продукции нефтепереработки. А между «Транснефтью» и компаниями-недропользователями должно быть достигнуто полное взаимопонимание по вопросу финансирования строительства отводов. От этого в некоторой степени зависит рентабельность Восточного нефтепровода и перспективы российского ТЭК в новых нефтегазоносных регионах.
 
Евгений Махортов – член комитета РСПП по энергетической политике

25.05.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены