На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Стоимость проекта и «обнуление» пошлин

Дмитрий Александров

Как только была обнародована идея строительства  не имеющего аналога в строительной практике трубопровода ВСТО, стало понятно, что и стоимость работ будет весьма значительной. На ранних стадиях обсуждения стоимость строительства оценивалась в сумму порядка $6 млрд. Инфляция, изменение маршрута нефтепровода и уточнение смет качественно изменили ситуацию. Теперь для того, чтобы обеспечить разумные сроки окупаемости проекта, необходимо «обнулить» экспортные пошлины. Так считают многие специалисты, об этом заявил и вице-премьер Игорь Сечин.

При разработке ТЭО в конце 2006 г. расходная часть первой очереди (Тайшет-Сковородино, 2694 км, 30 млн т нефти в год) составила $11.23 млрд, а после знакового решения о переносе трассы севернее Байкала и удлинения маршрута на 370 км (причём по трудной местности) оценочная стоимость возросла не менее чем на $1 млрд. Таким образом, уже в августе 2007 г. была озвучена новая смета для первой очереди: $12.49 млрд (на тот момент около 337 млрд руб.). В период 2006-2008 г существенное воздействие на увеличение стоимости строительства оказали уверенно растущие цены на основное сырьё и материалы: цемент и трубную продукцию. Так, только за период с октября 2006 г по октябрь 2007 г рыночная стоимость цемента увеличилась в 1.8 раза, что было связано как с нехваткой внутренних мощностей на фоне увеличения темпов жилищного строительства, так и со значительными ограничениями на импорт цемента из-за рубежа. В результате сочетания всех сырьевых, инфляционных и курсовых факторов на конец 2007 - начало 2008 г была уже новая цифра – 344.5 млрд руб., причём на конечную точку маршрута, портовую инфраструктуру в Козьмино, было запланировано выделение 41.2 млрд руб. Ещё в апреле 2007 г строительство спецморнефтепорта оценивалось в $420–500 млн, т.е. порядка 13 млрд. руб. по тогдашнему курсу. Отсюда Очевидно влияние динамики сырьевых цен и подрядных контрактов на конечные расходы по проекту.
 
Первая очередь ВСТО оценивается сегодня в 390 млрд руб., а строительство перевалочного нефтеналивного терминала – в 60 млрд руб., что связано с негативными изменениями курса рубля, требующими больших расходов на закупку импортного портового оборудования.
 
На первый взгляд, такие траты могут выглядеть не всегда оправданными, особенно если сравнивать удельные себестоимости строительства российской и китайской частей трубопровода. Однако надо учитывать, что Транснефть находилась в сложных условиях. Например некоторое оборудование насосных станций, толстостенные трубы большого диаметра – это те базовые компоненты, которые на начало строительства просто не выпускались российской промышленностью, и даже тесное партнёрство с отечественными производителями в области НИОКР не могло помочь решить эту проблему быстро. Отсюда неизбежная зависимость от курсовых разниц и мировых цен на сырьё по жизненно важным статьям закупок. Вместе с тем применение новых технологий только в 2007-2008 г позволило по плановой смете сэкономить порядка 73.5 млрд. руб.
 
Отдельной статьёй расходов стали несогласованные и не вполне профессиональные действия отдельных подрядчиков, использовавших неквалифицированную рабочую силу, затягивавших строки строительства, осуществлявших сам процесс с нарушением технологических норм. Наиболее ярким, пожалуй, является пример «Краснодарстройтрансгаза». Общая сумма итоговых претензий оператора ВСТО к подрядчику составила более 30 млрд руб. Подобные явления, конечно, затягивали сроки сдачи, что не только приводило к прямым потерям, но, в условиях общего роста цен, вызывало и косвенные потери на более поздних по сравнению с планом закупках.
 
И всё же удалось сделать главное: «Транснефть» сумела построить первую очередь в наиболее сложных участках местности, и теперь остаются процедуры контроля, приёмки и подготовки ко второй очереди (Сковородино-Козьмино, 2100 км). Второй этап предполагает создание мощностей по транспортировке уже 50 млн тонн нефти в год. В 2006 г его стоимость оценивалась в 320-390 млрд руб. В 2007 г была составлена первая точная смета на 353.66 млрд руб. однако после переноса трассы к северу от Хабаровска (ирония судьбы и полная аналогия с байкальской историей, только немного дешевле) расходы выросли до 373.66 млрд руб. Нетрудно подсчитать, что удельная себестоимость строительства второй стадии существенно (на 27%) меньше, чем первой, поскольку большой объём первичных работ, в частности грунтонасыпных, уже проделан во время реализации первой очереди. Сейчас можно предположить, что итоговые расходы по второй фазе составят около $395 млрд при курсе 29 руб. за доллар.
 
Все эти работы Транснефть финансирует за счёт собственных средств и привлекаемых кредитов. Сначала это были деньги российских банков, затем подключались облигационные выпуски и синдицированные кредиты иностранных банков. Стоимость заёмного финансирования у Транснефти очень невысока – в пределах 5-6%. Такая же ставка была согласована компанией при привлечении кредита в размере $10 млрд от Банка Развития Китая в феврале этого года. Таким образом, работу компании по привлечению средств можно оценить как уникально успешную.
 
Каков будет экономический эффект от ВСТО, когда работы будут завершены?
 
Текущая стоимость транспортировки по первой очереди равна $38.8 за тонну, что соответствует ставке $1.41 за тонну на 100 км.
 
После ввода трубопровода на полную мощность по нему будет ежегодно транспортироваться 65 млн. тонн нефти на расстояние 4857 км (на Козьмино) и 15 млн тонн – на расстояние 2757+70 км (на Китай). При тарифе $1.41 расходы ВИНК по первому маршруту составят $9.3 на барр., по второму - $5.3 на барр. Выручка «Транснефти» при полной загрузке составит $4.45 млрд. по первому маршруту и $583 млн. - по второму, итого $5 млрд. общей выручки в год. При чистой рентабельности порядка 30% это даст около $1.5 млрд. чистой прибыли. Расходы на обе очереди ВСТО примем равными текущей смете, т.е. порядка $28 млрд. Это даст нам срок окупаемости около 19 лет. Весьма длительный срок.
 
Доказанные запасы нефти Восточной Сибири, для транспортировки которых и предназначался трубопровод, составляют по основным месторождениям (Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское и Дулисьминское) около 775 млн. тонн нефти, ещё около 280 млн. тонн могут дать участки недр Юрубчено-Тохомской зоны. Потенциальные извлекаемые ресурсы всей Восточной Сибири оцениваются сейчас в 2 млрд. тонн. Теперь посчитаем: если срок окупаемости ВСТО (без учёта процентов по кредитам) при полной загрузке составляет 19 лет, значит, в течение этого времени в регионе должно добываться 80 млн тонн нефти, что соответствует совокупной добыче за весь период окупаемости порядка 1.5 млрд тонн, что вдвое превосходит объём доказанных запасов и лишь немногим менее возможных, величина которых практически всегда превосходит итоговые реально извлекаемые. Таким образом, есть большой риск, что при тарифе $1.41 для окупаемости ВСТО просто не хватит нефти.
 
Если тариф поднять примерно до $2 за тонну (в текущих ценах), то с каждой тонны нефти компания будет получать уже не $0.423, а $1.013. Сроки окупаемости сократятся в 2.39 раза, до 8.5 лет, что очень неплохо, и нефти для этого понадобится лишь 652 млн. тонн, однако ВИНК будут тратить на доставку существенно больше: $12.3 за барр. до Козьмино и $7.5 - до Китая. Пойдут ли они на это?
 
Вполне может статься, что пойдут, особенно если для Восточной Сибири действительно будут введены нулевые ставки экспортной пошлины – они «съедят» рост тарифа. Необходимость обнуления – идея почти консенсусная, однако ее механизм еще необходимо согласовать, а затем принять.
 
Кроме того, вспомним: руководство «Транснефти» ещё в начале разработки ТЭО первой очереди предполагало возможность использования при прокачке до 20 млн. тонн западносибирской нефти ежегодно. Именно этот регион может стать донором сырья, и именно возможность перебросить потоки с Запада на Восток сделает ВСТО уникальным и жизненно важным для России проектом.
 
Дмитрий Александров – ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж»

22.06.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены