На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Китайский фактор

Алёна Корпусова

В начале июля состоялась ратификация межправительственного соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере. 3 июля документ одобрила Госдума, 7 июля – Совет Федерации. В рамках межправительственного соглашения строится ответвление от нефтепровода ВСТО до Китая, а также предоставляются кредитные средства российским компаниям «Транснефть» и «Роснефть» общей суммой в $25 млрд. В трудных экономических условиях российским компаниям удается не только аккумулировать значительные средства, но и реализовывать стратегически важный проект, о значении которого говорит уникальность достигнутых Россией и Китаем договоренностей.

Процедура ратификации межправительственного соглашения предусмотрена федеральным законодательством России – в документе содержатся особые условия сотрудничества. В частности, для сооружения подводного перехода нефтепровода «Сковородино – граница КНР» создается закрытая зона на территории России и Китая. Сюда будет доставлена вся необходимая техника, а также специалисты, которые обеспечат реализацию проекта на высоком технологическом уровне. Создается и временный пункт пропуска на границе с Китаем, упрощены условия ввоза-вывоза всей необходимой техники и товаров для сооружения объекта. В ряду прочего, межправсоглашение устанавливает право доступа к строящемуся нефтепроводу российских ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Роснефть» для поставок нефти в Китай с целью возврата кредитных средств, предоставленных Китайским банком развития. Право собственности на нефтепровод от НПС «Сковородино» до границы с КНР, включая русловой участок подводного перехода через Амур на российской территории, принадлежит уполномоченной со стороны России «Транснефти». Документом также установлено, что проценты и другие выплаты по кредитам, предоставленным «Транснефти» и «Роснефти», освобождаются от налогообложения. Все это свидетельствует о том, что реализации проекта уделяется первостепенное значение со стороны государства, а компании, которые уполномочены представлять интересы России и так или иначе задействованы в строительстве ответвления от ВСТО до КНР, получат удобные и благоприятные условия работы.
 
Проект ответвления от Восточного нефтепровода до границы с Китаем обсуждался долгое время, по всем аспектам его реализации велись многочисленные дискуссии как внутри государства, так и на межгосударственном уровне. Первые договоренности по китайскому вопросу были достигнуты в конце октября 2008 года. Тогда «Транснефть» и CNPC подписали соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино – граница КНР». Параллельно велись переговоры о предоставлении российским компаниям «Транснефть» и «Роснефть» кредита Китайского банка развития на $10 млрд и $15 млрд соответственно. В свою очередь, заключение взаимовыгодного соглашения потребовало согласований на высоком политическом уровне. В феврале 2009 года Россия и Китай парафировали подписанные ранее документы о строительстве и эксплуатации ответвления от ВСТО до КНР, а также стороны определились относительно вопроса поставок нефти в Китай по этому ответвлению.
 
Межправительственное соглашение России и Китая о сотрудничестве в нефтяной сфере, ставшее ключевым документом по всем вопросам реализации проекта отвода от ВСТО до КНР, было подписано 21 апреля. В церемонии подписания документа с российской стороны в ней принял участие вице-премьер Игорь Сечин, с китайской – вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань. Срок действия соглашения составляет 23 года. По словам Сечина, в общей сложности за 20 лет по китайской ветке ВСТО в Китай будет поставлено 300 млн. тонн нефти, а российская сторона рассчитывает на то, что соглашение положит начало «взаимовыгодному сотрудничеству в нефтяной сфере, которое предполагает не только поставки нефти, но и в перспективе участие в нефтепереработке на территории Китая и сбыте». Подписание документа стало началом исполнения договоров о кредитах между «Транснефтью», «Роснефтью» и Китайским банком развития.
 
Именно тогда реализация проекта ответвления от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» до Китая вошла в активную фазу. Ратификация соглашения Госдумой и Советом Федерации на нормативном уровне закрепила сотрудничество России и Китая в нефтяной сфере. Проект, обсуждавшийся с начала строительства всей системы ВСТО, стал приобретать реальные черты. Уже 27 апреля «Транснефть» приступила к сооружению нефтепровода «Сковородино – граница КНР», 18 мая началось строительство китайского участка трассы. 24 июня на территории России уже было сварено в нитку около 20 км ответвления от ВСТО до КНР, о чем сообщал глава «Транснефти» Николай Токарев. В настоящее время активно ведутся работы по подготовке к строительству ключевого, наиболее сложного участка – подводного перехода через Амур.
 
Общая протяженность линейной части «Сковородино – граница КНР» составит около 65 км. Граница нефтепровода будет находиться на середине реки Амур. Сразу после узла учета нефть будет принадлежать китайской стороне и далее транспортироваться по участку нефтепровода на территории Китая. Завершить строительство объекта предполагается к концу 2010 года. В рамках долгосрочного контракта между российскими и китайскими компаниями поставки нефти из России в КНР должны начаться в январе 2011 года. О том, что все сроки будут соблюдены, заявляло не только руководство «Транснефти», но и государственные чиновники, в частности, министр энергетики Сергей Шматко. К строительству подводного перехода ответвления от ВСТО до КНР через Амур будут предъявляться повышенные экологические требования.
 
По оценке вице-премьера Игоря Сечина, строительство ответвления от Восточного нефтепровода «Сковородино – граница КНР» является историческим шагом в отношениях между Россией и Китаем. Сегодня уникальность проекта подтверждена не только заявлениями высшего руководства двух стран, но и нормативно, включая законодательное регулирование. Межправительственное соглашение фиксирует конкретные договоренности, что приводит в действие весь механизм ВСТО, а не только его отдельную часть. Диверсификация экспортных потоков углеводородов – одно из оснований успешного развития российской экономики – постепенно воплощается в реальность.
 
Алёна Корпусова – ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, заместитель главного редактора-ответственный секретарь портала «Восточный нефтепровод»

14.07.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены