На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВЫСОКИЙ РЕЙТИНГ НАДЕЖНОСТИ

Владимир Кушнарев

Одним из важных слагаемых успехов АК «Транснефть» является ее взвешенная и высокоэффективная финансовая политика. Некоторые решения становятся образцом для подражания – этим же путем в дальнейшем идут и другие крупные корпорации. О стратегии, реализуемой компанией в данной сфере, в интервью журналу «ТТН» рассказал вице-президент «Транснефти» Владимир Иванович Кушнарев. 

Владимир Иванович, какие аргументы подвигли Сбербанк на то, чтобы снизить ставку кредитов с 18 до 13 %? Как Вы полагаете, не выгоднее ли сегодня кредитоваться за рубежом? Все ли долги с большими процентами удалось рефинансировать? Какова в целом долгосрочная «долговая политика» компании?
 
Мы досрочно погасили более 100 млрд руб. кредитов, выданных нам Сбербанком под 18 % годовых. Поэтому Сбербанк вынужден был пойти на уступки в части снижения кредитной ставки на 5 % годовых, но при этом сократил срок кредитования до двух лет. Для наших долгосрочных проектов такие условия неприемлемы. Долговая политика нашей компании направлена на получение долгосрочного финансирования от 10 лет и более по достаточно низким процентным ставкам: по доллару и евро сейчас этот диапазон -5-8 % годовых, по рублям - это ставка годового РЕПО ЦБ РФ (сейчас 9,75 %) + 2-2,4 % годовых.
 
По мере выхода России из мирового финансового кризиса стоимость заимствования для ОАО «АК «Транснефть» будет автоматически ежегодно уменьшаться, так как ставка годового РЕПО ЦБ РФ привязана к ставке рефинансирования ЦБ. В текущем году ставка рефинансирования уменьшилась с 13 до 10 %.
 
Учитывая, что сейчас на мировом финансовом рынке форвардные контракты на поставку валюты за рубли кредитуют под приблизительно 10 % годовых, привлекая долгосрочные рублевые ресурсы под 12,15 % годовых, мы как бы привлекаем «условно
валютный кредит» под 1,15 %. Более того, учитывая прогнозные на 2010 и 2011 годы цифры Минфина России и МЭРТ по цене на нефть и дефицита бюджета, на данном этапе ОАО «АК «Транснефть» выгоднее привлекать в основном долгосрочные рублевые заимствования, одновременно помогая Правительству России в вопросе развития рублевого кредитного рынка.
 
Все «дорогие» рублевые кредиты нам удалось рефинансировать, уменьшив на 5-6 % годовых стоимость денег, и увеличить длину рублевых заимствований более чем в два раза.
 
Строительство БТС-2 обеспечено ресурсами благодаря использованию такого финансового инструмента, как долгосрочные облигации, «Транснефть» стала пионером среди российских компаний, планировавших реализовать подобную схему привлечения средств. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
 
Действительно,   мы   пока   первые   и единственные в России, кто успешно размещает десятилетние облигации на сумму 135 млрд руб. с шестилетней офертой на выкуп и плавающим ежегодным купоном, зависящим от состояния кредитно-денежной системы РФ. Проще говоря, чем дешевле кредитует ЦБ РФ, тем автоматически дешевле будет стоимость заемных средств для ОАО «АК «Транснефть». Это действительно уникальный опыт. Основными покупателями наших облигаций были российские банки: ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, «Уралсиб» и Внешпромбанк.
  
Интерес к нашим облигациям вызван несколькими основными причинами:
- все наши рублевые и валютные облигации включены в ломбардный список ЦБ РФ с минимальным дисконтом для принятия их в залог под кредит;
- низкая доходность наших долгосрочных еврооблигаций (5,2-7,2 % годовых) соизмерима с еврооблигациями Минфина России;
- высокий международный кредитный рейтинг компании, ВВВ, такой же, как у России;
- успешная реализация долгосрочной Инвестиционной   программы   ОАО   «АК «Транснефть» объемом более 800 млрд руб. до 2014 года. На сегодняшний день это самая масштабная программа в России.
 
«Транснефть» последние 20 лет не строила одновременно такого количества новых нефте- и продуктопроводов. Наиболее крупные проекты: ВСТО-1, ВСТО-2, морской порт Козьмино, БТС-2, нефтепроводы Пурпе - Самотлор, Бургас - Александ-руполис (Болгария, Греция), Сковородино -Мохэ (Китай), продуктопровод «Юг». В результате реализации Инвестиционной программы кардинальным образом расширятся диверсификационные возможности отгрузки нефти и нефтепродуктов на различные мировые рынки сбыта и прирост протяженности трубопроводов за четыре-пять лет будет около 13 %.
 
По указанным причинам наши облигации будут востребованы рынком.
 
В Усть-Луге, конечном пункте маршрута БТС-2, уже существуют сооружения, которые могут быть использованы «Транснефтью». Каков предполагаемый формат участия компании во впадении и управлении портовой инфраструктурой? Что будет собственностью «Транснефти»,    кто станет партнером компании?
 
14 августа 2009 года Группа компаний ОАО «АК «Транснефть» приобрела 100 % долей в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Усть-Лужский бункеровочный комплекс» (ООО «УЛБК»). В результате приобретения указанного актива Группа компаний получила право пользования земельным участком площадью 474 179 м2, расположенным на территории морского торгового порта Усть-Луга, на основании договора субаренды от 25 октября 2007 года сроком на 49 лет в целях размещения объектов для приема, хранения и перевалки нефти. В настоящее время начаты проектные работы.
 
На вышеуказанном участке будут построены основные объекты нефтебазы. Возведение собственных причалов сметной стоимостью строительства БТС-2 не предусмотрено. Для отгрузки нефти предполагается использовать уже имеющиеся в порту Усть-Луга причальные стенки.
 
Расскажите, пожалуйста, о тарифной политике компании на ближайшие годы.
 
Тарифная политика является одним из главных инструментов экономической стратегии ОАО «АК «Транснефть». В условиях реализации масштабной Инвестиционной программы возникла экономическая необходимость перехода на работу с использованием сетевых тарифов. Вводя их, мы дополнительно стимулируем нефтяные компании осваивать новые месторождения нефти в Сибирском регионе, тем самым увеличиваем объемы прокачки сырья.
 
В качестве первого шага в этом направлении и во исполнение решения Правительства Российской Федерации от 12 февраля текущего года, АК «Транснефть» готовит предложения по величине сетевых экспортных тарифов на услуги по транспортировке нефти в восточном направлении через систему ВСТО с 1 января 2010 года. Расчет сетевого тарифа будет производиться для 2010 года исходя из объемов транспортировки 15 млн т нефти, а с 2011 года - 30 млн т, в том числе 15 млн т на Китай.
 
Что Вы могли бы сказать об опыте работы с регионами по реализации Инвестиционной программы компании?
 
В рамках реализации своей Инвестиционной программы компания существенным образом зависит от синхронной реализации в регионах федеральных целевых программ (ФЦП), включающих создание инфраструктуры (строительство автомобильных дорог, жилья, высоковольтных линий передачи электроэнергии и т. п.) в окрестностях трасс создаваемых трубопроводов.
 
Из-за мирового финансового кризиса произошло частичное сокращение ФЦП, изменены сроки их реализации, поэтому компания во избежание возможных задержек сроков реализации Инвестиционной программы активно работает с территориальными властями по проблеме своевременного создания необходимой инфраструктуры.
 
На сегодняшний день заключены соглашения с администрациями Республики Саха (Якутии), Тверской и Самарской областей. Финансовые объемы соглашений на четырехлетний период составили более 3,7 млрд руб.
 
В настоящее время идет работа по подготовке аналогичных соглашений с администрациями Ленинградской, Новгородской, Тюменской и Иркутской областей, ХМАО, ЯНАО и Приморским краем.
 
Достаточно активно обсуждаемая сегодня тема - создание совместного предприятия (СП) «Транснефти» с Урал-вагонзаводом. Расскажите об условиях и целях его создания.
 
В рамках запуска первой очереди строительства транспортной системы Восточная Сибирь - Тихий океан требуется осуществлять железнодорожные перевозки нефти на участке Сковородино (Амурская область) - спецморнефтепорт Козьмино (Приморский край) в объеме 15 млн т ежегодно начиная с 2010 года. Железнодорожная составляющая проекта ВСТО сохранится до введения в эксплуатацию второй очереди системы, когда будет построен участок нефтепровода от Сковородино до Козьмино на побережье Тихого океана.
 
Для обеспечения данных перевозок ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» совместно учредили предприятие - ОАО «Востокнефтетранс».
 
Оно будет обеспечивать организацию всего комплекса услуг, связанных с железнодорожными перевозками, в частности подготовку и подачу железнодорожных вагонов для погрузки нефти, доставку нефти по железной дороге до спецмор-нефтепорта Козьмино, подачу вагонов для разгрузки, возврат порожних вагонов в Сковородино.
 
Для осуществления деятельности ОАО «Востокнефтетранс» в его собственность со стороны АК «Транснефть» будет передана железнодорожная инфраструктура спец-морнефтепорта Козьмино (подъездные пути необщего пользования суммарной протяженностью порядка 30 км), со стороны ОАО «НПК «Уралвагонзавод» будут переданы новые железнодорожные цистерны собственного производства (более 5 тыс. штук).
 
Участие в совместном предприятии позволит ОАО «АК «Транснефть» контролировать весь процесс транспортировки нефти в восточном направлении, начиная от приемки нефти в систему магистральных нефтепроводов и заканчивая погрузкой нефти в танкеры на Тихом океане, что, несомненно, позволяет повысить надежность поставок нефти в новом экспортном направлении.
 
Для Уралвагонзавода создается спрос на производимую продукцию, что дает возможность загрузить его производственные мощности и обеспечить занятость населения.
 
«Транснефть» планирует окупить свои затраты на создание железнодорожной инфраструктуры через дивидендную политику в СП за пять лет, т. е. к началу эксплуатации нефтепровода ВСТО-2.
 
Таким образом, достигнута синергия интересов АК «Транснефть» и НПК «Уралвагонзавод» при решении производственных задач, имеющих государственное значение, что должно положительно сказаться на результатах деятельности обеих компаний.
 
Владимир Кушнарев - вице-президент «Транснефти»
 
Источник: журнал «Трубопроводный транспорт нефти»
 

09.10.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены