На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

БАМ ХХI ВЕКА

Александр Дармин

Железнодорожный состав с восточносибирской нефтью прибывает в порт Козьмино. Строительство первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-1) близится к завершению. В преддверии пуска нефти по первой очереди можно констатировать: этот проект стал скорее инфраструктурным и геополитическим, чем чисто экономическим. ВСТО справедливо заслужил звание «БАМа ХХI века».

Идея строительства нефтепровода была вполне здравой – необходимо было не только “расшевелить” нефтяные компании и их месторождения в Восточной Сибири, но и привлечь денежные потоки азиатских соседей, прежде всего Китая. Уже сейчас мы видим, что ВСТО стал мощным геополитическим инструментом – власти страны показывают Европе, что нефть и газ вполне могут уйти на более заинтересованный Восток. Свой интерес предметно озвучил Китай, выдавший “Роснефти” и “Транснефти” $25 млрд на двоих, есть заинтересованность у Японии, не исключено строительство отвода по территории Северной Кореи в Южную. Это серьезно укрепляет позиции страны в динамично растущем регионе, позволяя привлекать инвестиции стран АТР для развития Дальнего Востока, и снижает зависимость России от покупателей из Европы. В перспективе углеводороды могут поставляться в США и Австралию.
 
Доказанные запасы нефти Восточной Сибири, которые являются основой заполнения ВСТО, составляют по основным месторождениям (Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское) около 775 млн. тонн нефти, ещё около 280 млн. тонн могут дать участки недр Юрубчено-Тохомской зоны. Нефть с ВСТО будет более качественной, чем «западная»: в нее не будет попадать высокосернистая нефть с месторождений Татарстана и Башкирии, что может приносить компаниям дополнительную прибыль. Это дает реальный шанс «оторвать» цену на новый сорт нефти от «привязки» к Brent.
 
До этого строительства инфраструктуры подобного масштаба без предварительных гарантий поставок никогда не было, но, скорее всего, именно ВСТО станет здесь первой ласточкой.
 
Трубу решили строить в два этапа — на первом был проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. Бухта Козьмино, которая стала конечной точкой нефтепровода, была выбрана по нескольким причинам, важнейшей из которых являлось ее близость к порту Находка, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, а также наличие глубины, достаточной для захода большегрузных танкеров.
 
По планам руководства «Транснефти», окупаемость проекта может составить порядка 16 лет. Как нам кажется, при росте цен на транспортируемую нефть и индексации тарифов «Транснефть» может выйти на уровень окупаемости около 10 лет. Большую надежду в компании связывают с введением сетевого тарифа.
 
Сейчас уже можно отметить, что наполнение нефтепровода практически гарантировано. И дело не только в том, что крупные компании уже «запустили» свои месторождения, но и в том, что правительство установило налоговые каникулы.
 
ВСТО становится настоящим локомотивом роста для Восточной Сибири и Дальнего Востока, каким когда-то был “Транссиб”. Уже сейчас инвестиции в регион заметно выросли. Это и громадные заказы на трубы, и постоянная работа геологов, и сотрудничество с “Газпромом” по поводу строительства параллельного газопровода, что увеличит газификацию региона. Не будем забывать и о социальной инфраструктуре – ведь для рабочих приходилось строить социальные объекты.
 
Перспективы дальнейшего развития Дальнего Востока, отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и отечественной тяжелой промышленности очень сильно зависят от того, как дальше будет двигаться проект. Уже сейчас можно говорить о том, что благодаря ВСТО экспорт страны увеличится на несколько десятков миллиардов долларов, Россия получит дополнительные козыри в переговорах со странами АТР и получит выход на морские коммуникации.  
 
Александр Дармин  - ведущий аналитик, заместитель главного редактора ИА Neftegaz.RU

20.10.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены