На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

АТР: новый рынок для российской нефти

Александр Шток

Начало «нулевых» ознаменовалось постоянным ростом цен на энергоносители. За счет этой тенденции роль России как международного игрока в мировой экономике значительно усилилась. Нефтегазовая отрасль стала локомотивом для всей российской экономики. Доходы отрасли позволили вывести экономику страны из кризиса 90-х годов.

Однако Россия столкнулась с проблемой транспортировки своих энергоносителей. Начались «транзитные войны» с ближайшими соседями – Украиной и Белоруссией. Транзитные конфликты затрудняли России выход на традиционные рынки Европы. При этом очень интенсивно развивался рынок АТР. Именно так стала очевидна необходимость как диверсификации маршрутов поставок, так и рынков сбыта энергоносителей.
 
Одним из самых амбициозных проектов стал нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Новый маршрут, пуск первой очереди которого должен состояться на следующей неделе, открывает России новый масштабный рынок сбыта – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
Большинство европейских стран, которые традиционно являются основными потребителями российских энергоносителей, – это государства с развитой экономикой, для которой не характерно бурное развитие. Поэтому рост потребления энергоносителей на европейском рынке невысок. Большинство стран АТР, напротив, переживают пик развития экономики, что характеризуется мощным ростом потребления энергоносителей.
 
Сегодня регион потребляет около 1,2 млрд. тонн нефти в год. Через двадцать лет этот показатель, как ожидается, увеличится на 50%. При этом около 70% потребляемой нефти импортируется. Очевидно,  что для России, обладающей огромными запасами на востоке страны и имеющей территориальную близость к региону, выход на рынки АТР является приоритетной задачей. Как ожидается, уже через два-три года Россия увеличит объемы нефти добычи до 550 млн. тонн в год, что почти на 13% выше нынешнего уровня добычи. Учитывая, что реализовать на западных рынках дополнительные объемы будет весьма проблематично, в связи с медленными темпами развития экономики этого региона, рынок АТР является оптимальным вариантом для реализации российских энергоносителей.  
 
При этом долю на рынке необходимо занимать уже сегодня. Ведь увеличить свою долю на энергетическом рынке региона активно пытаются ближневосточные государства, также идет мощное развитие транспортной инфраструктуры, направленной на поставку энергоносителей в АТР, в прикаспийском регионе.
 
ВСТО –  мощный толчок для развития Восточной Сибири. Этот регион сегодня можно отнести к малоизученным, поэтому он считается наиболее перспективным в плане открытия новых месторождений. В Восточной Сибири выявлено более тысячи перспективных нефтегазовых структур. Однако геологоразведочные работы в регионе ведутся недостаточно интенсивно, что связано с отсутствием развитой инфраструктуры.
 
ВСТО, видимо, станет основополагающим инфраструктурным проектом, который даст мощный стимул для более интенсивного освоения региона. Ведь помимо нефтегазовых структур, Восточная Сибирь обладает огромными запасами других ресурсов. Таким образом, запуск нефтепровода придаст дополнительное ускорение экономическому развитию России в целом.
 
Строительство нефтепровода может помочь реализовать еще один весьма амбициозный проект. Россия уже довольно давно пытается создать котируемый на мировом рынке собственный сорт нефти. Сегодня российская нефть продается преимущественно под брендом «Urals», цена российской нефти устанавливается в соответствии с котировками к британской нефти  «Brent» минус 1-2 доллара.
 
Скидка образуется из-за качества российской нефти. При этом западносибирская нефть считается высококачественной, однако за счет смешения с более низкой по качеству нефтью Поволжья, на рынок попадает уже не самая эталонная нефть. За счет образующейся скидки Россия ежегодно теряет миллионы долларов.
 
Попытки запустить другой, более качественный, сорт российской нефти пока успеха не принесли. Объемы торгов сортами Siberian Light и REBCO незначительны -- во многом из-за невозможности обойти районы Поволжья, где и происходит смешение сортов.
 
Маршрут ВСТО позволит доставлять высококачественную сибирскую нефть напрямую потребителю. Учитывая весьма значительные объемы, которые будут поставляться на рынок, Россия может рассчитывать на то, что новый сорт нефти, который будет назван VSTO, получит распространение и будет высоко котироваться на международных рынках. В результате можно ожидать хорошего экономического эффекта – российская нефть может несколько подняться в цене.
 
Масштаб проекта огромен. Представить, что он мог быть реализован частной компанией, очень сложно. Очевидно, что в нынешних условиях только государственная компания, основываясь на национальных интересах и политической воле правительства, могла решиться на реализацию ВСТО. Скептиков было немало, но ВСТО-1 начинает работать. Это промежуточный, но важный итог.
 
Александр Шток - директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации»
 

21.12.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены