На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: окно в Азию

Дмитрий Орлов

Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан», первую очередь которого запустил сегодня в эксплуатацию Владимир Путин, России необходим. Необходим для гарантирования экономического суверенитета. Для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для того, чтобы вопрос о том, куда продавать нашу нефть, мы решали сами. Для сохранения нашей общей свободы, наконец. И вот первый этап этого грандиозного проекта (ВСТО-1) завершен.

«На Восток!» -- это не просто броский лозунг. Как и пятьдесят, и сто, и пятьсот лет назад, от освоения восточных территорий зависит и экономический суверенитет, и будущее России, и ее сохранение в качестве крупной региональной державы. Когда-то символом колонизации восточных территорий были казацкие струги, потом – демидовские заводы, Транссиб и БАМ. Новое время - новые символы. Сегодня такой символ – Восточный нефтепровод. 
 
ВСТО -- важная часть энергетической стратегии России, важное звено ее энергетической безопасности, важный элемент национальной инфраструктуры. Российскую инфраструктуру, прежде всего нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, вообще нужно развивать. Вот несколько цифр. Территория России – более 17 млн кв. км, США – около 9,4 млн кв. км (55% от нашей). А насыщенность трубопроводным транспортом противоположная. Общая длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в РФ (без ВСТО и БТС-2) – 62 тыс. км, в США – 287 тыс. км (в 4,63 раза больше), газопроводов – соответственно 158 и 453 тыс. км (в 2,9 раза больше).
 
Инфраструктура – «кровеносная система» экономики. От того, насколько охватывает она территорию страны, прямо и непосредственно зависит интенсивность экономического развития. Сохранить достигнутые позиции можно только в случае, если проблем со сбытом нашей нефти никогда не будет. Для этого России как раз и нужна свобода выбора направлений нефтяного экспорта.
 
Обеспечить подлинную свободу выбора того, куда поставлять российскую нефть, невозможно, если бы сохранялась только традиционная ориентация российского экспорта на Европу. Один рынок, пусть надежный и стабильный, -- это так или иначе зависимость. Российскому нефтяному экспорту нужна диверсификация, прежде всего за счет Азиатско-Тихоокеанского региона. Создать новое – азиатское – направление российского нефтяного экспорта призван Восточный нефтепровод.
 
Сегодня более 2/5 российской экспортной нефти идет в Европу по нефтепроводу «Дружба», более 1/3 – через Новороссийск и другие черноморские порты, примерно 1/5 – через Балтийскую трубопроводную систему. При этом политика европейских стран нацелена на регулирование спроса и энергосбережение. На азиатские же рынки поставляется лишь примерно три процента российской нефти. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – наиболее емкий и развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. На его долю сегодня уже приходится до трети общемирового потребления нефти. И эта доля постоянно возрастает. Неудивительно, что рост нефтедобычи и освоение месторождений в восточных регионах страны естественным образом ориентированы на экспорт в страны АТР – прежде всего в Китай, который становится стратегическим партнером России. К 2020 году в Азию, по прогнозам, будет поставляться до трети российского экспорта нефти – прежде всего по Восточному нефтепроводу. Это самое настоящее «окно в Азию».
 
«Окно» наконец прорублено. К счастью, о той цене, которую заплатила Россия за прорубание «окна в Европу» при Петре I, речи не идет – во всех смыслах слова «цена». Стоимость проекта с момента начала его реализации существенно выросла: инфляцию никто не отменял (а трубы, например, дорожали существенно быстрее инфляции), из-за экологических соображений маршрут существенно удлиннился (его часть, так называемая «северная корона», проходит в результате в очень суровых природно-климатических условиях), а в некоторых удаленных районах пришлось строить дороги и другую инфраструктуру. Но в любом случае «Транснефть» строила нефтепровод за счет собственных средств и кредитных ресурсов.
 
Гарантии добывающих компаний поставлять нефть через ВСТО-1, значительные разведанные запасы, «обнуление» пошлин на экспорт восточносибирской нефти – все это создает ситуацию, при которой заполнение нефтепровода практически гарантировано. При этом Восточный нефтепровод становится мультипликатором для разработки новых месторождений и ускорения геологоразведки.
 
Экологическая безопасность нефтепровода также гарантирована, проверена сотнями экспертиз – будущим поколениям не придется расплачиваться за чьи-то фатальные ошибки. Политическая воля руководства России выражена ясно, последовательность в реализации проекта налицо. Ждать выхода нефтепровода на полную мощность осталось по историческим меркам совсем недолго. 
 
Дмитрий Орлов – генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала «Восточный нефтепровод»

28.12.09

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены