На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО и российская нефть в АТР

Дмитрий Александров

Создание нефтепровода ВСТО, помимо решения задачи ввода в эксплуатацию восточносибирских месторождений нефти, решает ещё и задачу диверсификации российского нефтяного экспорта за счёт существенного расширения присутствия на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Речь идёт не только об экспорте сырой нефти, но и ее переработке. Как будут реализовываться эти планы в ближайшем будущем?

Схематично можно описать поэтапное увеличение транспортных мощностей, появляющихся на каждом этапе реализации проекта ВСТО, как цепочку 15-30-50-80 млн. тонн в год. Это соответствует вводу ВСТО-1, подключению ответвления на Китай (Сковородино-Мохэ-Дацин), вводу ВСТО-2 и, наконец, максимальному расширению мощности нефтепровода. Пока проблема заключается в том, что для обеспечения загрузки на уровне 30 млн. тонн в год только восточносибирских месторождений пока недостаточно, они могут дать лишь 21-22 млн. тонн, причём не ранее 2011 года. Таким образом, не исключено, что в дальнейшем частично будут задействованы западносибирские промысловые активы, особенно в случае отмены льгот для восточносибирских. Пока на 2010 год запланированный объём прокачки по ВСТО составляет 15 млн. тонн, и эти объёмы могут быть обеспечены без Западной Сибири -- за счёт Ванкора, Талакана и Верхней Чоны.
 
Как будет распределяться нефть в дальнейшем при «идеальном» раскладе – полном вводе всех потенциально возможных мощностей ВСТО, что даст 80 млн. тонн? Из этого объёма 15 млн. тонн  сразу уходит на китайское ответвление, 15 млн. тонн распределяются между НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске и 30 млн. тонн остаются на экспорт через порт «Козьмино» (15 млн. тонн в год на первом и 30 млн. тонн в год на втором этапе).  На 20 млн. тонн для переработки претендует «Роснефть», которая заявляет о готовности к строительству НПЗ в районе мыса Елизарова (этот проект, впрочем, еще только предстоит реализовать).
 
На ближайшую перспективу сбыт российской нефти обеспечен. Однако проект ВСТО – долгосрочный, поэтому для нас имеет значение и динамика спроса в отдалённой перспективе. По некоторым ключевым потребителям (Южная Корея и Япония) пик потребления нефти может быть достигнут к 2015 году. (Табл. 1).
Табл. 1
Прогноз динамики спроса на нефть на рынках основных российских контрагентов до 2020 года и условная оценка спроса в 2030 году, тыс.барр. /сут.
   
 
2008
2015
2020
2020 к 2008 г., %%
2020 к 2015 г., %%
2030
Китай
7850
10300
11700
49%
14%
12060
Япония
4785
5160
4940
3%
-4%
4560
Южная Корея
2175
2360
2260
4%
-4%
2040

Важно уже сейчас получить определённую долю на этих близких к стагнации рынках, с тем чтобы в дальнейшем использовать её как плацдарм для расширения и закрепления объёмов поставок. Ведь в случае сохранения благоприятного налогового окружения внутри России отечественная нефть будет иметь у этих потребителей небольшое конкурентное преимущество перед ближневосточной, что возможно как за счёт более короткого транспортного плеча, так и за счёт повышенной волатильности стоимости фрахта танкерных судов, доставляющих нефть от наших основных конкурентов.

Основные поставки российской нефти приходятся на главный рынок АТР – Китай (Рис. 1). Обошедшая по объёмам потребления Японию ещё в начале 2000-х годов, эта страна имеет хорошие перспективы устойчивого роста спроса, и именно этот прирост будет компенсировать снижение потребления у наших ближайших восточных соседей. Вторым драйвером роста спроса, причём имеющим едва ли не больший потенциал по длительности роста, является Индия, поэтому в перспективе развитие поставок в эту страну (а также на сингапурскую площадку) средствами собственного танкерного флота может стать одной из основных целей энергетической политики России на Востоке. Всего же по странам АТР прогнозы спроса довольно оптимистичны, и так считает большинство аналитиков. Так, японский энергетический институт (IEE) ожидает рост потребления нефти и нефтепродуктов в АТР к 2020 году с 1200 млн. тонн в год до 2235 млн. тонн, а к 2030 году — до 2800 млн. тонн. По данным Мирового Энергетического Агентства (IEA), рост ожидается к 2020 году до 1810–2235 млн. тонн в год, а к 2030 году -- до 1985–2800 млн. тонн в год. При этом объём нетто-импорта возрастет к 2020 году с 1050 млн. тонн до 1446–1816 млн. тонн, к 2030 году - до 1655–2535 млн.тонн.
Рис. 1
Объёмы потребления нефти странами АТР, тыс.барр/сут.
Поэтапное расширение ВСТО позволит постепенно наращивать долю России в нефтяном балансе стран АТР, причём к 2020 году вероятно доведение её до 7% по региону в целом и практически до 10% - по тройке Китай-Япония-Южная Корея (Табл. 2). Отметка в 10% от рынка АТР может и должна стать целевой для российских игроков, причём сосредотачиваться лишь на 3-4 странах неразумно. Время разбрасывать камни.
Табл. 2
Прогноз доли российской нефти на рынках стран АТР за счёт поэтапного ввода мощностей ВСТО
 
 
2008
ВСТО-1
ВСТО-2
ВСТО (80)
Доля РФ на рынке АТР
2,7%
3,8%
5,5%
7,3%
Доля РФ от Японии, Китая и Южной Кореи
4,3%
6,0%
7,5%
9,7%
 
 
Дмитрий Александров - начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ-капитал», кандидат химических наук

 

03.02.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены