На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ESPO: заявка на лидерство

Евгений Махортов

«ESPO уже задает тон новым коммерческим отношениям в регионе. Я уверен, что нефть этой марки станет азиатским эталоном, по крайней мере для этого есть потенциал», – так считает Даниэл Ергин, глава Cambridge Energy Research Associates. Насколько оправдан такой оптимизм? Стабилизация цен на «черное золото» на уровне 70-80 долларов за баррель свидетельствует об относительном паритете, установившемся между спросом и предложением. Тем не менее стабильность эта хрупкая: до сих пор неясны перспективы развития глобальной экономики. Учитывая сложившуюся кризисную ситуацию, растет конкуренция между странами-экспортерами нефти за рынки сбыта. Каждый хочет обезопасить себя от возможных потрясений в будущем, поэтому поиску новых экспортных «окон» уделяется все больше внимания. Построив ВСТО-1, Россия сделала решающий шаг в этом направлении.

Все более перспективным рынком для поставщиков нефти становится Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Именно здесь, по прогнозам аналитиков, располагается глобальный «экономический мотор», который вытянет мировую экономику из кризиса. Продолжающийся рост ВВП и уровень потребления углеводородов лишний раз подтверждает правильность энергетических стратегий тех стран, которые усиливают свои позиции в АТР.
28 декабря 2009 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Гонконг. Это событие поставило точку в сомнениях скептиков, которые до последнего не верили в жизнеспособность проекта. Последующие алармистские публикации в ведущих западных СМИ («The Wall Street Journal», «The Trumpet» и др.) еще раз доказали правильность ставки на диверсификацию поставок российской нефти в восточном направлении.
 
Запуск ВСТО-1 спровоцировал активность компаний стран Персидского залива - до недавнего времени основных поставщиков нефти на азиатский рынок. Ближневосточные государства начали пересмотр экспортной стратегии поставок нефти и политики ценообразования на нее после первых поставок по Восточному нефтепроводу российской нефти сорта ESPO на рынок АТР.
 
По сообщению агентства Platts, экспорт нефти из Саудовской Аравии в США в августе прошлого года сократился на 745 тыс. баррелей в день, что является самым низким уровнем за последние 22 года.
 
Кроме того, саудовская госкомпания Saudi Aramco отказалась от аренды хранилищ на острове Сент-Эстатиус, откуда нефть поступала на американский рынок. А ведь компания использовала эти хранилища с середины 1990-х годов. Одновременно с этим компании Saudi Aramco и Абу-Даби подписали соглашение о хранении запасов нефти в Японии, что позволит более оперативно перераспределять нефтяные потоки в пользу азиатских государств.
Еще одной инициативой Саудовской Аравии по удержанию азиатского рынка стало снижение цены нефти марки Arabian Light Crude Oil с поставкой в марте для стран АТР.
 
В то же самое время иракские и иранские компании изменили принципы работы со своими потребителями в АТР, перейдя с системы FOB («free on board») на CIF («cost, insurance, freight»). Это означает, что теперь продавец самостоятельно будет оплачивать транспортные расходы до пункта назначения.
 
Ценовые послабления и снижение логистических издержек странами Персидского залива понятны - ESPO имеет ряд преимуществ перед ближневосточными марками. В первую очередь это короткое транспортное плечо. Поставка нефти с Ближнего Востока занимает две-три недели, в то время как восточносибирская нефть может дойти до покупателя за 3-5 дней. А обнуление экспортных пошлин с ряда месторождений Восточной Сибири делает нефть, поставляемую по ВСТО, привлекательной для потребителей по ценовому критерию в сравнении с некоторыми марками ближневосточной нефти.
 
Помимо экономических методов противодействия поставкам российской нефти, можно наблюдать множество косвенных блокирующих приемов. Достаточно вспомнить сильнейшее информационное «экологическое» противодействие, связанное со спекуляциями вокруг вымирания амурского тигра и завозом в китайских трубах личинок непарного шелкопряда. Такое же сопротивление оказывается и совместным газовым проектам России и Китая. Однако активные меры, принимаемые высшим руководством страны, позволяют надеяться, что все стартовавшие трубопроводные проекты будет реализованы точно в срок.
 
Евгений Махортов - член комитета РСПП по энергетической политике

17.03.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены