На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

СТАВКА НА РАЗВИТИЕ

Александр Дармин

В конце прошлого года, когда Владимир Путин запустил в действие нефтепровод ВСТО, в западной прессе началась мощная кампания. Ее очевидная цель --  доказать, что поставки российской нефти в Азию – шаг не столько ЗА рынки АТР, сколько, ПРОТИВ рынков Европы. Иностранные СМИ говорили о том, что серьезного влияния на рынок АТР российская нефть на текущем этапе оказать не может, а эти же объемы были бы очень важны для Европы. Таким образом, по их логике, Россия дестабилизирует положение с нефтью для Старого Света, делая ее дороже.

Однако изначально проект ВСТО задумывался именно для обеспечения присутствия России на перспективнейшем рынке стран АТР. Согласно «Энергетической стратегии-2030», доля восточного направления в экспорте российской нефти через 20 лет должна возрасти пятикратно, до 20—25% .
 
Эксперты еще в начале века были уверены, что развивающиеся экономики Азии гораздо перспективнее для поставок энергоресурсов, чем более привычные европейские. За 1985—2002 гг. доля Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре спроса возросла с 18,1% до 26,8%. Это произошло из-за роста экономик и исчерпания тех запасов нефти, которые были на территории стран региона.
 
По некоторым прогнозам, рост потребления нефти и нефтепродуктов в АТР к 2020 году вырастет до 2235 млн., а к 2030 году — до 2800 млн. (сегодня – 1200 млн.) Цифры адекватны: в том же Китае на полтора миллиарда населения страны всего 150 млн. автомобилей (и похожая ситуация и в Индии), тогда как у населения гораздо менее заселенных США их более 200 млн. Потребление именно нефти и нефтепродуктов будет ключевым фактором развития для многих стран АТР. Строительство ВСТО было  позитивно встречено Китаем и Японией, поэтому прокладка трубопровода велась параллельно с заключением контрактов на поставку. Строительство ВСТО-1 практически полностью велось за счет кредита Банка развития Китая на общую сумму $10 млрд. Причем этот кредит не был обременен никакими дополнительными обязательствами, кроме гарантий поставок 15 млн. тонн российской нефти Китаю ежегодно в течение 20 лет.
 
Завоевание рынка АТР не будет для России простым. Как говорит аналитик Дмитрий Александров, максимум, на что может рассчитывать Россия даже при запуске ВСТО на полную мощность – это порядка 7-10% рынка. По подсчетам Reuters, на сорт ESPO Blend приходится 0,3% мировых поставок нефти, и к 2012 году эта доля может вырасти до 0,7%.
 
Рынок АТР -- слишком лакомый кусок, чтобы отдать его без боя. За свое место России придется сражаться с ближневосточной нефтью. "Если Россия увеличивает производство — растет мировое предложение. У ОПЕК остается меньше возможностей для повышения добычи, и нам не избежать проблем," - заявил глава делегации Ливии Шокри Ганем.
 
Странам Ближнего Востока есть чего опасаться. Нефть ВСТО по составу сопоставима с Urals и по качеству выше, чем присутствующая на рынке "тяжелая" нефть Персидского залива. Учитывая, что эта нефть – первенец крупных месторождений, она не смешивается с высокосернистой нефтью центра страны, оставаясь качественной и близкой к продавцу. Расстояние также имеет значение – нефтепроводный транспорт не зависит от штормов и бурь, а доставка из «Козьмино» будет куда быстрее, чем через Ормузский пролив. Не в пользу нефти с Ближнего Востока говорит и та роль, которую она начала играть в Азии. Обеспокоенные чрезмерной зависимостью от Персидского залива, страны АТР сами ищут альтернативных поставщиков. И находят их в России. Ядерная программа Ирана, который может с легкостью перекрыть экспортные пути поставок нефти с Ближнего Востока в случае конфликтов, также не добавляет шансов черному золоту из этого региона. Важным является и то, что страны ОПЕК не увеличивают добычу нефти. К тому же на Ближнем Востоке серьезно выросло внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов, что может привести к сокращению экспорта.
 
Но предполагать, что российская нефть сможет полностью вытеснить ближневосточную, наивно. Во-первых, ее просто на это не хватит, учитывая потребности стран АТР. Во-вторых, налаженные каналы транспортировки этой нефти существуют длительное время и привычны для покупателей.  Для стран АТР будет выгодно именно противоборство  поставщиков – известно, что после запуска ВСТО ближневосточная нефть подешевела для стран Азии.
 
Для укрепления позиций России необходимо создавать инфраструктуру на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Пока что она создавалась параллельно строительству нефтепровода. Это и освоение Верхнечонского и Ванкорского месторождений, и создание вахтовых поселков для строителей, и прокладка новых дорог для транспорта, и превращение «Козьмино» в крупный порт. Мультипликативный эффект от этих инвестиций затронет весь Восток России. "В целом из месторождений ВСТО можно взять 40-45 млн.тонн нефти в год", - сказал некоторое время назад вице-премьер Игорь Сечин. Так что в нефтегазовой отрасли нужно будет увеличивать разведку и добычу, чтобы заявленные 80 млн.тонн нефти в год для ВСТО стали явью.
 
ВСТО привлекает внимание всей России к Восточной Сибири, поэтому важно не упустить этот шанс, вкладываясь не только в добычу сырья, но и в его переработку. Этим можно будет увеличить число рабочих мест, улучшить инфраструктуру городов и привлечь иностранные инвестиции стран АТР. Уже сейчас можно прогнозировать, что развитие месторождений позволит обеспечить сами регионы топливом – Якутия в скором времени сможет избавиться от северного завоза. Дальний Восток все отчетливее будет приобретать черты энергетических ворот России – здесь и нефть, и СПГ, и продукты переработки. Власть делает шаги по возобновлению проектного принципа управления наряду с преобладавшим в последние годы программным принципом, когда считалось достаточным создавать некоторые условия в надежде, что дальше рыночная экономика все сделает сама. Нужно развивать регион и укреплять позиции России на рынке АТР. Условия, «рамку» для этого как раз и создает ВСТО.
 
Александр Дармин  - ведущий аналитик, заместитель главного редактора ИА Neftegaz.RU

19.05.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены