На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Восточный ориентир

Елена Прядёхина

29 августа в районе Сковородино Амурской области состоялось знаменательное событие – запуск российского участка нефтепровода «Сковородино – Мохэ – Дацин». Задвижку на трубе повернул лично премьер-министр Владимир Путин. В церемонии открытия приняли участия многие высокопоставленные деятели: вице-премьеры Сергей Иванов, Игорь Сечин, глава федерального космического агентства Анатолий Перминов, руководитель федерального агентства специального строительства Николай Аброськин. Китайскую сторону на открытии представлял руководитель госкомитета энергетики КНР Чжан Гобао.

Владимир Путин не случайно вновь акцентировал внимание на том, что идея проекта возникла шесть лет назад, когда шла дискуссия о маршруте нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», ответвлением которого является ветка  «Сковородино – Мохэ – Дацин». Проект нефтепровода до границы с Китаем обсуждался долгое время. Дискуссии велись как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Первые договоренности были достигнуты к концу октября 2008 года, когда  «Транснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение об основных аспектах  строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино – граница КНР». В тоже время велись переговоры о предоставлении российским компаниям «Транснефть» и «Роснефть» кредита Китайского банка развития на $10 млрд и $15 млрд соответственно.
 
В феврале 2009 года Россия и Китай определились относительно объема поставок нефти по ответвления ВСТО на Китай. Ключевое межправительственное соглашение между сторонами было подписано 21 апреля. Срок действия соглашения – 23 года. Подписание документов стало началом предоставления кредитных ресурсов российским компаниям. Именно тогда реализация проекта вошла в активную стадию. Соглашение было ратифицировано Госдумой и Советом Федераций. Уже 27 апреля «Транснефть» приступила к строительству российского участка нефтепровода. 18 мая в провинции Хэйлунцзян начались строительные работы и на китайском участке трассы.
 
Ожидалось, что нефтепровод будет построен только к концу 2010 года. Но специалисты «Транснефти» смогли завершить строительные работы почти на полгода раньше. За это время были уложены 64 км труб, возведены магистральная насосная, приемо-сдаточный пункт нефти с химико-аналитической лабораторией, а также подводный переход магистрального нефтепровода через реку Амур.
 
Реализация проекта нефтепровода «Сковородино – Мохэ – Дацин» -- поистине исторический шаг в отношениях между Россией и Китаем.  «Это не просто поставка российской сырой нефти в Китай, это действительно многоплановый проект, который укрепляет наше энергетическое взаимодействие», - заявил Владимир Путин на церемонии открытия российского участка нефтепровода. Строительство нефтепровода – проект, взаимовыгодный для России и Китая во всех аспектах.
 
Сейчас Россия экспортирует около 250 млн тонн углеводородов в год, основная часть нефти идет европейским потребителям. «Европейский акцент» определился еще в советское время. В восточном направлении до запуска ВСТО поставки осуществлялись только по железной дороге. Сегодня, когда Азиатско-Тихоокеанский регион развивается более высокими темпами, чем остальной мир, развитие энергетического партнерства со странами АТР как никогда актуально. Для России восточное направление – это возможность диверсифицировать экспорт углеводородов. Касаясь этой темы в своем выступлении на церемонии запуска, Владимир Путин заявил: «В Азиатско-Тихоокеанский регион мы пока поставляем небольшое количество. С пуском этого участка ВСТО будем поставлять 30 млн тонн, а при расширении ВСТО - до 50 млн тонн. Но это уже заметная конкуренция европейскому маршруту».
 
Путин отметил и еще одну сторону проекта: строительство нефтепровода весомый вклад в экономику региона. «На работы до берега Тихого Океана по прокладке трубопровода инвестируется 700 млрд рублей. И только на этом участке будет работать 7 тыс. специалистов, 5 тыс. из которых – из местного населения. 700 млрд (рублей) пойдут и на строительство нефтепровода, и на развитие инфраструктур, дорог, сетей энергоснабжения», – сказал премьер-министр.
 
В рамках растущего потребления энергоресурсов Китаю проект нефтепровода выгоден не меньше, чем России. Прежде всего новый нефтепроводный маршрут позволит стабилизировать поставки и энергобаланс страны. Как заявил вице-премьер Игорь Сечин, ведутся переговоры, предусматривающие «не только поставки нефти, но и ее переработку на территории Китая, развитие сети нефтепродукта, нефтеобеспечения в Китае».
 
Планируется, что первоначальная мощность нефтепровода составит 15 млн тонн нефти в года. Это  позволит в течение 20 лет поставить в КНР около 300 млн. тонн нефти. Поставки российского сырья должны начаться в январе 2011 года. По словам вице-премьера Сечина, сварку последнего шва нефтепровода из России в Китай через Сковородино возможно провести до конца сентября, так как строители нефтепровода в КНР не выбиваются из графика. Но, как отметил Путин, «работа им предстоит большая – 930 км им нужно пройти, все это высокотехнологичные операции. Но я абсолютно уверен, что в этом году российская нефть пойдет в Китай».
 
Уверенность в этом высказал и руководитель госкомитета энергетики КНР Чжан Гобао. «В конце сентября во время визита в Китай президента Медведева мы сможем заявить всему миру о начале работы нефтепровода, - заявил он.- Это покажет всему миру ум и способность строителей России и Китая и укрепит дружбу между правительствами и народами наших стран. Трубопровод станет узами дружбы и энергетической артерией, связывающей наши страны».
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»
 

30.08.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены