На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

От Ванкора до Калифорнии

Дмитрий Тараторин – корреспондент «ТрансПресс»

Нефть марки «ВСТО» активно покупается американскими потребителями и уже уверенно конкурирует с сырьем, добываемом на Аляске. А ведь изначально предполагалось, что рынком сбыта нового отечественного сорта станет исключительно Азиатско-Тихоокеанский регион. Таким образом, динамика экспортной экспансии свидетельствует – перспективы нефти «ВСТО» весьма впечатляющие.

На западное побережье США сегодня поступает около 14% нефти, отгружаемой на танкеры в порту Козьмино. И это достаточно многообещающий показатель. Но пока, как и прогнозировалось, основные потребители нового отечественного сорта нефти – страны АТР. Впервые в российской практике качество сорта «ВСТО» (международное название – ESPO) не только формируется путем технологического смесеобразования согласно нефтяному ГОСТ Р 51858, но и юридически оформляется c целью достижения статуса маркерного сорта – benchmark.
 
– Benchmark – это сорт, на который ориентируются при расчете цены, при подписании договоров купли-продажи нефти. Своего рода эталон, относительно которого определяется стоимость прочих сортов, присутствующих на нефтяном рынке. И, разумеется, последние оцениваются ниже базисного, – отмечает директор Департамента транспорта, учета и качества нефти И.Н. Кацал. – Для европейского рынка такой сорт – североморская нефть марки Brent, для Азиатско-Тихоокеанского региона – Dubai, для Северной Америки –WTI.
 
– Важно отметить, что по качественным характеристикам сорт «ВСТО» превосходит Dubai, – комментирует ситуацию на рынке начальник отдела качества и оптимизации грузопотоков нефти Н.А.Козобкова. – Таким образом, по своим качественным показателям малосернистая нефть «ВСТО» – вне конкуренции на рынке АТР.
 
Для того чтобы стать маркерным сортом и сместить с этого пьедестала Dubai, необходимо обеспечить два основных показателя – достаточный объем и стабильное качество. По мнению экспертов международного агентства Platts, когда поставки по трубопроводной системе ВСТО достигнут 30 млн т в год и в течение 12 месяцев не будет зафиксировано резких перепадов качества, отечественный сорт, безусловно, займет достойную его характеристик позицию benchmark.
 
– России ранее было сложно выдержать подобные условия. В западном направлении транспортируются экспортные смеси, сформированные из нефти с различных месторождений Западной Сибири, Урало-Поволжья и Тимано-Печорского региона. Диапазон качества этих нефтей варьируется в широких пределах: от малосернистых до особо высокосернистых, – продолжает Н.А. Козобкова. – А вот с сортом «ВСТО» иная ситуация. Топология и качество нефти конкретных месторождений позволяют обеспечить стабильно высокое качество смеси «ВСТО».
 
Специалисты «Транснефти» отмечают, что сегодня сорт уже по достоинству оценен потребителями и нет необходимости в неких специальных мероприятия по его пропаганде. Выход на рынок даже сравнительно небольших партий «ВСТО» – это сигнал основным его игрокам, что конкурентам придется потесниться.
У рынка Азиатско-Тихоокеанского региона своя специфика. В частности, тенденция к сочетанию капиталистических и плановых методов ведения хозяйства. Есть стремление рассчитать и гарантировать перспективу загруженности своих НПЗ.
 
– В течение первого полугодия нашей работы потребители настаивали на том, чтобы мы планировали не месячные, а двухмесячные графики подхода и расстановки танкеров в порту Козьмино, – отмечает И.Н. Кацал. – Вопрос непростой, так как в данном случае необходимо также на соответствующую глубину времени планировать работу железнодорожной составляющей в схеме поставок нефти на Дальний Восток, т. е. учитывать специфику деятельности нашей дочерней структуры ОАО «ВОСТОКНЕФТЕТРАНС», имеющей в своем распоряжении около 3 тыс. собственных железнодорожных цистерн и обеспечивающей доставку нефти от конечного пункта ТС ВСТО Сковородино до порта «Козьмино». Нам удалось реализовать пожелания нефтяников, и сейчас мы формируем подобные графики. Таков запрос дальневосточного рынка, который отличается известной консервативностью.

  

Что касается американских потребителей, то они тоже с энтузиазмом восприняли новый сорт. НПЗ западного побережья США его уже активно используют, смешивая с сернистой и высокопарафинистой венесуэльской нефтью. Тем самым создается продукт усредненного качества, востребованный местной промышленностью.
 
– Работа по формированию смеси «ВСТО» как одного из лучших экспортных российских сортов является приоритетным направлением деятельности «Транснефти», – подчеркивает И.Н. Кацал. – Все технические проекты, связанные с развитием сетевой инфраструктуры ТС ВСТО, направлены прежде всего на достижение высокого качества смеси и стабильности поставок. Специально разработаны технические средства контроля и управления качеством, программное обеспечение расчетных характеристик нефти, что призвано сделать «ВСТО» сортом высшей пробы.
 
Дмитрий Тараторин – корреспондент «ТрансПресс»
Источник: журнал «Трубопроводный транспорт нефти»

14.09.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены