На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Россия и Китай: синергия партнерства

Елена Прядёхина

После того, как президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао объявили о завершении строительства нефтепровода «Сковородино – Дацин», отношения между двумя странами перешли на качественно иной уровень. Событие – символическое, значимое как для России, так и для Китая. На это есть множество причин.

Прежде всего строительство первого совместного нефтепровода ознаменовало новую веху в российско-китайских отношениях. Взгляды России и КНР на протяжении всей истории на многие проблемы зачастую не совпадали. В 1964 году произошел практически полный разрыв отношений между СССР и Китаем. А в 1969 году начались вооружённые пограничные конфликты. Напряженность в отношениях ослабла только после 1991 года.
 
В марте 2006-го в ходе визита Владимира Путина в Китай было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов. Тогда и был сделан первый шаг навстречу энергетическому сотрудничеству. Тогда же возникают реалистические предложения о строительстве нефтепровода из России в Китай. Первые договоренности по этому вопросу были достигнуты уже в конце октября 2008 года. И вот спустя два года нефтепровод «Сковородино – Дацин» был построен.
 
Помимо геополитического эффекта, реализация совместного проекта несет в себе существенную экономическую выгоду. В ближайшей перспективе КНР может стать мировым лидером по потреблению энергоресурсов, обогнав США. В настоящее время в структуре китайского импорта нефти преобладают поставки из региона Ближнего Востока – 56%, затем идет Африка -23,5%, из Азиатско-Тихоокеанского региона в Китай поставляют 14% энергоресурсов, 6,5% составляет импорт из Латинской Америки. Однако при растущих объемах потребления энергоресурсов нехватка нефти с каждым годом ощущается все сильнее. Уже сегодня эксперты говорят об остром недостатке углеводородного сырья для китайских предприятий. Российская нефть призвана решить эту проблему. К тому же нефть ESPO, которая будет транспортироваться по нефтепроводу «Сковородино – Дацин», должна прийтись по вкусу китайским покупателям. По многим показателям нефть из Восточной Сибири превосходит ближневосточную и сопоставима с эталонными сортами «черного золота».
 
Еще одним определяющим фактором сотрудничества России и Китая является территориальная близость двух государств. Нефтепровод ВСТО – это оптимальный логистический маршрут. Кроме того, это наиболее безопасный путь для нефти, который может гарантировать надежность поставок. Известные всему миру проблемы политической нестабильности и террористические угрозы сдерживают рост импорта энергоресурсов из стран Ближнего Востока в КНР. В случае (пока гипотетическом, конечно) военно-морской блокады в Малаккском проливе танкеры с ближневосточной нефтью, которые доставляют основную часть поставляемого в Китай топлива, могут застрять в портах погрузки, что поставит экономику Поднебесной на грань выживаемости. Строительство нефтепровода из России в КНР позволит китайской стороне диверсифицировать импорт углеводородов и застраховать себя от действий и цен своих традиционных поставщиков.
 
Для России Китай также является приоритетным партнером с точки зрения диверсификации экспорта. До запуска нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», ответвлением которого является нефтепровод на Китай, практически вся российская нефть – за исключением железнодорожных перевозок - шла в Европу. Это позволяло нашим европейским партнерам пользоваться монопольным положением и диктовать свои условия. Строительство нефтепроводов в восточном направлении позволит снизить зависимость России от поставок энергоресурсов на Запад.
 
Кроме того, реализация проекта «Сковородино – Дацин» в рамках системы ВСТО в целом благоприятно отразится на развитии инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Началось активное освоение нефтяных месторождений этих регионов. В ходе строительства нефтепровода многие местные жители получили работу. Введение трубы в эксплуатацию также подразумевает создание новых рабочих мест. Развиваются и смежные с ТЭК отрасли – металлургическая и строительная, а также сфера обслуживания.
 
Главной особенностью российско-китайского проекта является его синергетический эффект. Сотрудничество не ограничивается только поставками сырья. Рассматривается полный комплекс совместных проектов: добыча – транспортировка – переработка. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) планирует участвовать в тендерах на разработку российских нефтяных месторождений. Кроме того, CNPC  совместно с российской компанией «Роснефть» уже занимаются проработкой документов по строительству совместного нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине. Таким образом, взаимовыгодные проекты в различных областях ТЭК образуют единую синергетическую систему, позволяющую создать базу энергетического сотрудничества двух государств.
 
Строительство нефтепровода «Сковородино – Дацин» - исторический шаг в отношениях России и КНР. В основу его реализации заложены взаимовыгодные условия для обеих сторон -- как с точки зрения геополитики, так и с точки зрения экономики. Кроме того, проект совместного нефтепровода положил начало углублению стратегического партнерства России и Китая не только в области энергетики, но и во многих других сферах.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

11.10.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены