На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ESPO: перспективы смеси как маркерного сорта

Анна Анненкова

Середина ноября стала для российской нефти сорта ESPO хорошей новостью – по данным ежемесячного отчёта OPEC, спрос на нефть этой марки в Японии в сентябре достиг исторического максимума – 149 тыс. баррелей в сутки (20,4 тыс. тонн), что на 55% больше, чем в предыдущем месяце. В результате Россия стала четвертым крупнейшим поставщиком нефти в эту страну (после Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирана). Россия становится серьезным игроком на рынке АТР.

Объёмы поставок растут. С декабря 2009 г. (начало поставок из порта «Козьмино») они выросли с 0,1 млн. тонн в месяц до 1,5 млн. тонн в июне 2010 г. Правда, введение с 1 июля экспортной пошлины на нефть, добытую в Восточной Сибири, переориентировало часть нефти на внутренний рынок (до этого пошлина была нулевая). Тем не менее в целом объёмы экспорта остаются высокими – учитывая уже законтрактованные поставки в ноябре-декабре общий объём за 2010  год составит порядка 15 млн. тонн.
 

 
Дек.
2009
Янв.
2010
Февр.
2010
Март
2010
Апр.
2010
Май
2010
Июнь
2010
Июль
2010
Авг.
2010
Сент.
2010
Окт.
2010
Ноя.
2010
Дек.
2010
Порт
«Козьмино»
0,1
0,89
1,01
1,25
1,28
1,21
1,51
1,40
1,29
1,30
1,30
1,40*
1,30*

* Законтрактовано
Таблица. Экспорт из РФ в дальнее зарубежье через порт «Козьмино», млн. тонн (Источник: Ассоциация морских торговых портов, ЦДУ ТЭК)
 
Повышение спроса на нефть ВСТО отражается и на её цене. Если первая партия ESPO (в декабре прошлого года) была продана с дисконтом $0,5 за баррель к сорту Dubai (эталонный), то летом цены на российский сорт сравнялись с эталонными, а один из последних контрактов (на январь 2011 г.) был заключён уже с премией $2,18 к сорту Dubai.
 
Увеличивается и количество импортёров. Так, уже в марте 2010 г. восточносибирская нефть поставлялась в Китай, Южную Корею, Японию и США (западное побережье). Кроме того, в течение года постоянно расширялся и список покупателей-нефтетрейдеров. По данным Platts, крупнейшими импортёрами ESPO в 2010 году стали Южная Корея (39% от всех поставок), Япония (20%) и США (14%). При этом Китай, на долю которого со следующего года будет приходиться половина всех поставок (в связи с вводом ответвления от ВСТО мощностью 15 млн. тонн), в этом году намеренно не стал участвовать в покупках, дабы не разогревать спрос и цены. Пока доля ESPO на рынке АТР составляет порядка 1,5%. С запуском же ответвления на Китай она возрастёт до 3%.
 
Трейдеры, выкупившие наибольшие объёмы нефти в порту «Козьмино»
 

Трейдеры
Доля,
%
Gunvor, Warly International, IPP
34
Mitsubishi
14
Crudex
14
Vitol
10
Mitsui
7
Glencore
7
Trafigura, Itochu, Talmay, Sempra, Unipec, SK Energy, GS Caltex
14

Источник: Platts
 
Прямые потребители нефти -- BP, Shell, Shevron, Nippon, Total, Petronas. С 2011 г. к ним добавится и PetroVietnam, который в октябре договорился о поставках с ТНК-ВР. С российской стороны нефть экспортируют Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, ТНК-ВР.
 
С 2011 года начнутся коммерческие поставки российской нефти в Китай в рамках заключенного долгосрочного контракта. Прокладка отвода от ВСТО на Китай (мощностью 15 млн. тонн в год) была закончена в сентябре 2010 г., технологическое заполнение трубопровода нефтью началось 1 ноября. Планируется, что всего в ноябре по нефтепроводу на КНР будет поставлено 250 тыс. тонн нефти, а в декабре – 300 тыс. тонн. Согласно двустороннему соглашению РФ и КНР, российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн. тонн нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 г. На сегодня это около 8% от китайского импорта.
 
Таким образом, нефть ESPO уверенно занимает своё место под азиатским солнцем. И этот процесс продолжится, ведь у сорта ВСТО есть несколько козырей против нефти, идущей из стран Персидского залива. Во-первых, лучшее качество по сравнению как с эталонным Dubai, так и с довольно распространённым Oman. Нефть ESPO менее сернистая, что выгоднее для нефтепереработчиков, поскольку удаление серы – сложный процесс, существенно повышающий себестоимость топлива.
 
Сравнительная характеристика некоторых сортов нефти
 
 

 
Плотность,
0API
Содержание
серы, %
ESPO
34,8
0,53
Oman
33,3
1,04
Urals
31,5
1,20
Dubai
30,4
2,13

 
Во-вторых, ESPO имеет меньшее транспортное плечо, что соответственно удешевляет и цену нефти. Так, если поставка нефти с Ближнего Востока занимает 2-3 недели, то восточносибирская нефть может дойти до покупателя за 3-5 дней. Это, кстати, повышает и гибкость российских поставок. В-третьих, на ВСТО играет стремление стран АТР к диверсификации импортных поставок нефти. А это позволяет рассчитывать на увеличение доли российской нефти в импорте основных стран АТР до 15-20% (сейчас нефть РФ занимает порядка 9% импорта Японии, 5% - Китая и 6% - Южной Кореи).
 
Таким образом, у ESPO есть все шансы для того, чтобы стать новым маркерным сортом для рынка АТР. Подобно североморской нефти марки Brent – для европейского рынка, Dubai – для Азиатско-Тихоокеанского региона, WTI – для Северной Америки. Правда, для того, чтобы новому сорту стать эталонным, нужно выполнение двух основных условий: регулярности поставок и сравнительно больших продаж. Что касается первого условия, то трубопровод как транспортное средство заведомо надёжнее танкерных поставок. Особенно учитывая то, что труба ВСТО проходит исключительно по территории РФ, то есть проблем с гипотетическими транзитными странами быть не может (как, например, с Украиной по поставкам газа).
 
Доля маркерного сорта на рынке должна быть не менее 10%. Посмотрим на рынок АТР, основными покупателями на котором являются Китай, Япония и Южная Корея. Исходя из их потребностей и собственного производства, можно прийти к выводу, что ёмкость рынка АТР по нефти составляет 520-550 млн. тонн.
 
Таким образом, объёмы поставок маркерного сорта должны быть не менее 50 млн. тонн. Об этом, кстати, говорят и эксперты Platts, хотя и добавляют, что в принципе достаточно 30 млн. тонн, главное -- чтобы при этом не было резких перепадов качества.
 
Соответственно, теперь осталось ответить на вопрос, когда трубопровод ВСТО выйдет на мощность в 50 млн. тонн и когда Восточная Сибирь обеспечит трубопровод таким объёмом нефти. Ожидать этого довольно важного для «нефтяной» России события (всё-таки российская нефть станет маркерной впервые) можно начиная с 2012 года.
 
 
Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК "Баррель"

22.11.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены