На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Япония: в ожидании запуска ВСТО-2

Иван Андриевский

Япония замыкает тройку лидеров по объемам потребления нефти в мире. Лидируют по этому показателю США и Китай, которые потребляют 18,7 тыс. бар/стуки и 8,6 тыс. бар/сутки, соответственно. В Японии среднегодовое потребление нефти в 2009 году составило 4,4 тыс. бар/сутки. Или около 219 млн. тонн нефти за весь год. При этом порядка 90% потребляемой нефти Япония импортирует.

Преимущественно поставки нефти в Японию осуществляются из стран Ближнего Востока. Лидерами по объемам экспорта сырой нефти в Японию, по данным за октябрь 2010 года, являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар, доли которых в экспортных поставках составляют около 26%, 21% и 11% соответственно.
 
Еще одним крупнейшим поставщиком нефти в Японию до недавнего времени являлся Иран. Однако Япония поддерживает мировое сообщество, которое вводит новые политические и экономические санкции в отношении Ирана, что связано с обеспокоенностью ядерной программой, реализуемой Тегераном. В результате в даный момент Япония взяла курс на сокращение объема торговых отношений с этим государством.
 
За счет изменения политического курса Япония за первые восемь месяцев этого года более чем на 19% сократила закупки нефти в Иране. При этом только в августе импорт «черного золота» из Ирана в Японию сократился на 31%. Если еще в июле 2010 Иран был третьим государством по объему поставок нефти в Японию, то в августе он занимал уже 6 место.
 
Столь резкое сокращение объемов закупок нефти в Иране стало возможным благодаря появлению нового крупного поставщика нефти в Японию. В 2010 году иранскую нефть с японского рынка начала активно вытеснять российская продукция. В августе 2010 года Россия стала четвертой по объему поставок нефти в Японию – доля РФ выросла до 9%. В количественном выражении поставки российской нефти в Японию в августе этого года составили около 9,9 млн. баррелей (порядка 1,35 млн. тонн), в сентябре этот показатель увеличился до 10,1 млн. баррелей (1,38 млн. тонн).
 
Особенно примечательны эти цифры в сравнении с прошлогодними показателями. Во втором полугодии 2009 году объемы поставок российской нефти были относительно невысоки – порядка 3-5 млн. баррелей в месяц (410-680 тыс. тонн). В 2009 году российская нефть в Японию поступала в основном с месторождений, расположенных в Сахалинской области.
 
Общие объемы нефтедобычи в Сахалинском регионе в 2009 году составил 15,3 млн. тонн. Часть нефти поступала на внутренний российский рынок. Существенная доля отправлялась на рынок Южной Кореи. В результате Япония могла рассчитывать менее чем на половину добываемой в Сахалинской области нефти.
 
Учитывая, что в 2010 году нефтедобыча в регионе даже несколько сократилась – до 15,2 млн. тонн, рассчитывать на увеличение поставок сахалинской нефти в 2010 году Япония не могла. Однако за счет появления новой транспортной артерии Россия все же смогла воспользоваться осложнением отношений Японии и Ирана, и увеличить экспорт нефти в Японию.
 
Мощный рост объема поставок российского «черного золота» в Японию стал возможен за счет восточносибирской нефти, которая стала поступать на мировой рынок по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан. В данный момент построена лишь первая очередь нефтепровода – до пункта Сковородино, откуда часть нефти поставляется в Китай. Оставшаяся часть направляется в новый спецморнефтепорт Козьмино по железной дороге. Порт начал работать в декабре 2009 года, а первая партия восточносибирской нефти поступила в Японию в феврале этого года. 
 
Общая мощность первой очереди ВСТО составляет 30 млн. тонн нефти в год. Половина из этого объема зарезервировано Китаем и направляется в эту страну по ответвлению от российского трубопровода. Оставшиеся 15 млн. тонн нефти направляются в порт Козьмино.
 
Если объемы закупок нефти Японией в РФ сохранятся на уровне августа-сентября 2010 года в течение года, общий объем импорта российской нефти составит более 16 млн. тонн в год. Около трети поставок обеспечат сахалинские месторождения, еще порядка 10-11 млн. тонн придутся на восточносибирскую нефть. Таким образом, Япония уже сегодня готова выкупать более 65% восточносибирской нефти, поступающей в Козьмино.
 
Однако помимо Японии и Китая восточносибирская нефть пользуется спросом и на других рынках. В частности, Южная Корея готова увеличить объем импорта нефти из России за счет поставок из Восточной Сибири. Небольшие объемы сырья из Козьмино поступают и на североамериканский рынок, где российская нефть рассматривается как возможная альтернатива истощающимся запасам на Аляске.
 
Очевидно, что в данный момент проблема российских нефтяников не в экспортных рынках, а в объемах добычи. Учитывая курс Токио на сокращение объемов закупок нефти в Иране, потенциал только японского рынка для российской нефти можно оценить в 18 млн. тонн в год, в дополнение к уже имеющимся поставкам, всего – 33-34 млн. тонн в год.
 
Впрочем, в ближайшее время реализовать этот потенциал вряд ли получится. Планируется, что нефтедобыча на Сахалине вырастет до 23 млн. тонн в год только к 2020 году. При этом в Японию по-прежнему будет поставляться около треть добываемой нефти – порядка 7-8 млн. тонн в год. А росту объемов экспорта в Японию восточносибирской нефти в данный момент мешает ограничение транспортных возможностей ВСТО.
 
Вторая очередь нефтепровода должна быть запущена в 2014 году. До этого времени, рассчитывать на существенное увеличение доли на японском рынке, судя по всему, не приходится. Впрочем, Япония так и ли иначе будет ожидать запуска второй очереди ВСТО. Страна не только сокращает закупки иранской нефти, но и в целом рассчитывает снизить свою зависимость от ближневосточных экспортеров. Сейчас, Япония импортирует порядка 83% нефти из стран Ближнего Востока. Диверсифицировать поставки Токио может только за счет расширения сотрудничества с Россией.
 
Таким образом, Россия и Япония заинтересованы в скорейшем запуске второй очереди ВСТО. При этом Россия, помимо японского рынка, получит возможность укрепить свои позиции на рынках других стран АТР. Судя по первому году продаж восточносибирской нефти, спрос на нее будет, поскольку уже сейчас российская нефть торгуется с премией к рынку. Этот факт, а также качество поставляемой продукции позволяет рассчитывать, что восточносибирская нефть может стать маркерной на рынках АТР.
 
Иван Андриевский - управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации»  / Morison International

 

 

07.12.10

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены