На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Не Китаем единым

Анастасия Соснова

До сих пор причиной того, что Россия, крупнейшая по итогам 2009 года страна по добыче нефти, имела низкую долю в поставках углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), была недостаточная развитость инфраструктуры добычи и маршрутов поставок в восточном направлении. Это, безусловно, проблема. Но, с другой стороны, именно это обстоятельство дает возможность для максимальной оптимизации маршрутов поставок российской нефти в АТР. Китай – очень важен. Но стоит ли ограничиваться лишь этим направлением?

Отсутствие развитой инфраструктуры маршрутов сегодня препятствует росту поставок нефти на второй по объемам потребления в мире после США китайский рынок. Китай с 2003 года обогнал Японию и стал крупнейшим потребителем нефти в Азии– в 2009 году страна потребила более 400 млн тонн нефти. В отличие от США, где спрос на нефть начал постепенно стагнировать, потребление углеводородов в Китае только растет. Растет вследствие высоких темпов роста экономики страны, ведущей к активной автомобилизации населения и высоким темпам строительства жилья. И это не считая потребления топлива электростанциями. При этом Китай больше половины сырья импортирует – объемы импорта превышают 200 млн тонн нефти в год, и они неуклонно увеличиваются. Многие ожидают удвоения импорта нефти Китаем к 2030 году. Неудивительно, что китайский рынок для России является привлекательным. Если не принимать во внимание еще один немаловажный аспект ближайшего соседства, который усиливает выгоду китайского маршрута.
 
Конечной точкой нефтепровода ВСТО решено было сделать новый терминал Козьмино,  как и планировала «Транснефть». Было запланировано строительство трубопровода проектной мощностью до 80 млн тонн нефти в год -- в две очереди. Строительство ВСТО-1 или первой очереди (строительство нефтепровода «Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область» общей мощностью 30 млн тонн нефти в год и нефтеналивного терминала «Козьмино») завершено. В конце 2009 года построено китайское ответвление к российской ветке ВСТО «Сковородино-Дацин» пропускной способностью 15 млн тонн в год. ВСТО-2 (вторую очередь нефтепровода) планируется построить от Сковородино до нефтеналивного терминала «Козьмино», при этом пропускная способность нефтепроводной системы будет увеличена до 80 млн тонн нефти в год. 15 млн тонн в год из 80 проектных – Китай не получит даже пятой части планируемых объемов.
 
Это свидетельствует о том, что в России уповать лишь на китайский спрос в России не намерены.
 
В качестве доказательства такого вывода можно привести следующий пример. Пока не было ни нефтепровода ВСТО, ни ответвления, ведущего в Китай, российская нефть в Поднебесную уходила замысловатыми маршрутами. Большая ее часть (около 65%) поставлялась по железной дороге, часть отправлялась через нефтепровод Атасу-Алашанькоу и часть – через сахалинский порт. В декабре 2009 года был введен в эксплуатацию нефтеналивной терминал «Козьмино» в бухте залива Находка, и уже в 2010 году из порта было отгружено 15,3 млн тонн нефти. Но и из этого порта около трети ушло в Японию, около трети – в Южную Корею, а в Китай – лишь 1,2 млн тонн.
 
Не слишком ли оптимистичны прогнозы по поводу роста спроса на нефть в Китае? В последние 5 лет этот показатель в стране рос в среднем на 4%. Однако теперь вследствие постоянной борьбы китайского правительства с перегревом экономики и пробками можно ожидать замедления темпов автомобилизации страны и строительства жилья. Да и нефть при сегодняшних ценах является слишком дорогим сырьем и для производства электроэнергии, и ее потребление на электростанциях будет сокращаться.
К тому же пока Китай не испытывает недостатка в поставщиках. Только из стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Оман, Иран) в Китай ежегодно танкерами поставляется более 100 млн тонн нефти, из Африки (главным образом, Анголы) – еще около 40 млн тонн. При этом страны ОПЕК работают с ограничением собственной добычи и способны увеличить поставки при необходимости – выход на полную мощность имеющихся скважин позволит покрыть треть потребностей Китая в нефти. В то же время и китайские нефтяные компании не бездействуют, а занимаются активными поисками ресурсной базы и участвуют во всевозможных тендерах на разработку нефтеносных участков по всему миру.
 
Поэтому России не стоит сосредотачиваться исключительно на китайском рынке, ведь поставки нефти российских компаний в Поднебесную будут лишь одними из многих. А значит, выбор стратегии максимальной диверсификации потребителей из АТР остается оптимальным решением для России.
 
Анастасия Соснова – аналитик агентства  независимой аналитики «Инвесткафе»

18.01.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены