На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Нефтеконтроль»: гарантия безопасности нефтетранспорта

Роман Беседовский

Идея и концепция государственной системы «Нефтеконтроль» обсуждается уже давно. Первые предпосылки к возникновению создания подобной системы появились в начале 2010 года, когда президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Омске по развитию энергетики дал поручение чиновникам сформировать концепцию по созданию единой системы контроля и учета перемещения нефтепродуктов. Поводом для рассмотрения вопроса о нефтетранспортной безопасности стала жалоба президенту РФ Александра Дюкова, гендиректора «Газпром нефти». Основная проблема заключалась в том, что качество нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) не соответствует установленным стандартам.

По информации Российского топливного союза, доля контрафактного топлива на российском рынке достигает 30%. Подобная ситуация возникла потому, что повышение экспортных ставок поможет выжить в основном только легальным НПЗ, поставлявшим сырье преимущественно на внутренний рынок. В свою очередь, нелегальные НПЗ могут быть выдавлены с рынка, так как такие малые предприятия станут убыточными.
 
Заняться этим вопросом было поручено Министерству энергетики РФ, которое представило проект к лету 2010 года. Затем правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы в основном одобрила концепцию государственной системы учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов (Государственная система «Нефтеконтроль»), представленная Минэнерго России. Важно, что «в основном»: конечный вариант документа не представлен до сих пор.
 
Президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев, встретившийся недавно с журналистами на пресс-конференции, посвященной итогам работы компании «Транснефть» за 2010 год, обнародовал планы по внедрению системы «Нефтеконтроль». Президент компании сообщил, что в течение года может быть завершена работа над системой данной системой. «В перспективе, мне кажется, что в течение года проблему создания системы «Нефтеконтроль» можно решить», - сказал он. Министр энергетики Сергей Шматко подтвердил намерение министерства представить концепцию программы в первом квартале текущего года.
 
Сама концепция призвана решить две основные задачи: получение достоверной и оперативной информации о производстве, распределении и перемещении нефтяного сырья и нефтепродуктов на территории России. Сюда включаются также транзитные ресурсы, в том числе и импортные продукты, и контроль за их поставками за рубеж (на экспорт или в иных целях).
 
Другая задача – это получение единого баланса производства, распределения и потребления нефтяного сырья и продуктов его переработки на территории РФ с учетом отдельных видов нефтересурсов, регионов производства и потребления, объектов производства, хранения и перевалки нефтересурсов, а также видов транспорта, используемых для их перемещения.
 
Принцип работы госсистемы «Нефтеконтроль» заключается в том, что экспорт нефти и нефтепродуктов смогут осуществлять только организации-абоненты, внесенные в реестр производителей нефти, через пункты отгрузки и авторизованными транспортными компаниями. Транспортные организации смогут принимать нефть и нефтепродукты только от экспортеров, включенных в единый график экспорта нефти.
 
Полномочия по утверждению баланса нефти и нефтепродуктов, ведению реестра и утверждению единого графика экспорта планируется сосредоточить у Минэнерго. Система «Нефтеконтроль» предполагает также создание единого оператора для координации, учета и контроля экспорта всеми видами транспорта. Для контроля нефтепродуктов также планируется ввести специальную маркировку каждой партии ресурсов, транспортируемую через систему: дата отгрузки, код производителя и порядкового номера партии в течение суток отгрузки. Маркер для каждой партии будет присваиваться однократно, и будет оставаться неизменным на протяжении всей транспортировки нефтересурса до конечного потребителя в стране или до таможни.
 
Экономический эффект после реализации проекта разработчики концепции видят в снижении потерь для госбюджета и нефтяных компаний, в повышении прозрачности транспортируемых нефтепродуктов и в сокращении теневого рынка производителей углеводородов. Однако не у всех компаний, в том числе легальных, оптимистический взгляд на эту проблему. Сегодня сложно говорить об объеме средств, необходимых на реализацию программы. Затраты на внедрение концепции могут превзойти объем рынка транспортировки нефтепродуктов, так как для этих целей понадобятся огромные мощности для контроля всей добываемой и перерабатываемой нефти в России.
 
Те объемы темных нефтепродуктов, которые реализуются в страны ЕС по нынешним ценам, выгодны для конечного потребителя за рубежом. Европейским компаниям удобно покупать неочищенную российскую нефть и доводить ее до стандартов, так как у зарубежных потребителей есть свои перерабатывающие мощности для очистки. Готовы ли покупать европейские потребители высококачественную российскую нефть? Вопрос этот по-настоящему острый – особенно в свете разрабатываемых мер.
 
Однако создание программы по учету и контролю за перемещением нефтепродуктов необходимо давно: вывозом нефтепродуктов должны заниматься легальные производители и транспортные службы. Эксперты нефтегазового рынка убеждены, что вводимые меры не должны ударить по зарегистрированным и действующим НПЗ – большинство из них войдет в реестр отобранных компаний, что позволит упорядочить работу с новым законодательством. Государство, в свою очередь, получит выгоду за счет расширения налоговой базы.
 
Роман Беседовский - управляющий фондом «Финам Нефтегаз»

26.01.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены