На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ESPO: в борьбу вступают «азиатские тигры»

Александр Дармин

Наиболее динамично развивающимся сегментом мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов является Азиатско-Тихоокеанский, доля которого в мировом потреблении нефти повысилась с 1965 года с 11 до 28 % сегодня. Увеличение спроса в большинстве стран АТР происходит в результате быстрого, преимущественно экстенсивного, экономического роста, продолжающегося возрастания численности населения, развития систем и средств транспорта (дорожное строительство, автомобилестроение, судостроение, авиация), энергоемких отраслей добывающей промышленности, нефтепереработки и нефтехимии.

В то же время, российская политика диверсификации экспорта энергоресурсов подразумевает расширение числа торговых партнеров. С этой точки зрения, с вводом в строй первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и видимыми перспективами запуска ВСТО-2, рынок АТР представляется прекрасной возможностью реализовать экспортный потенциал Восточной Сибири.
 
Текущие потребности стран АТР в нефти оцениваются в 1,5 млрд тонн, из которых страны региона добывают всего 408 млн.  После расширения мощности ВСТО до 80 млн тонн,  Россия  может занять 5-7% этого рынка. В 2020 году потребности региона могут составить 1570-1580 млн тонн, к 2030 году - 1860-1870 млн тонн. При наличии довольно ограниченного мирового предложения, это значит, что российская нефть будет востребована. Что будет определять ее популярность? Прежде всего, транспортное плечо, которое в данном случае, составляет 3-7 дней доставки, против нескольких недель поставок с Ближнего Востока, что позволит экономикам стран АТР более четко прогнозировать покупки и иметь меньший запас нефти. Важно учитывать, что большинство НПЗ в регионе построено относительно недавно, поэтому для них качество нефти является важным условием эффективного функционирования. Это делает более качественную и малосернистую нефть ESPO выгодной покупкой.
 
Импортеры ESPO: «в полку прибыло»
 
В 2010 году из специализированного порта «Козьмино» было отгружено 15 млн тонн нефти. Основные объемы поставок пришлись на рынки Южной Кореи, Японии, США и Китая, которые получили львиную долю (около 70%) годового импорта нефти ESPO. В январе 2011 года на второе место по поставкам восточносибирской нефти вышел Таиланд. Таким образом, в структуре экспорта ESPO наметилась тенденция смещения лидерства традиционных импортеров в сторону новых рынков поставок. 
 
В Японии в середине ноября 2010 года был зарегистрирован исторический максимум спроса на нефть ESPO - 327 тыс. баррелей в сутки (44,8 тыс. тонн). В январе 2011 года Япония купила 42% нефти в «Козьмино», что говорит о том, что в потенциале страна готова покупать порядка 10-12 млн тонн нефти каждый год. Откуда берутся эти потребности? В 2010 году официальный Токио взял курс на сокращение сотрудничества с Ираном, который поставлял 16% необходимой нефти. Исходя из потребления Японией 220-240 млн тонн нефти в ближайшие годы, потенциал только японского рынка для российской нефти можно оценить в 18 млн. тонн в год, в дополнение к уже имеющимся поставкам, всего – 33-34 млн тонн в год. В случае запуска ВСТО именно Япония, учитывая налаженные на Сахалине промышленные связи, может пролоббировать поставку дополнительных объемов себе. Правда, разговоры о том, что Япония может получить и 60 млн тонн в год, выглядят странно, учитывая напряженность отношений между странами по вопросам спорных территорий.
 
Китай, скорее всего, после запуска сухопутного нефтепровода, ограничит свои покупки ESPO из «Козьмино» до минимума. Несмотря на то, что Поднебесная будет получать из России сразу 15 млн тонн в год, эти объемы составляют всего 8-10% от потребностей страны. Эксперты уверены, что уровень потребления нефти будет расти на 10-15% каждый год, поэтому России, чтобы получить достойное представительство на этом рынке, нужно наращивать добычу. По их прогнозам, к 2020 году Китаю может понадобится до 500 млн тонн. В то же время, делать ставку только на Китай неверно – известно, что Пекин не собирается платить европейскую цену. Видится, что в будущем поставки из России в процентном соотношении будут снижаться.
 
Потребности Южной Кореи в нефти составляют 2,3 млн барр. в сутки. Часть этих потребностей она перекрывает за счет поставок с Сахалина, а большую – с Ближнего Востока. В то же время, сразу 40% нефти ESPO в середине 2010 году было отгружено в направлении Сеула, что говорит о большой заинтересованности РК в этом сорте. Правда, судя по интервью корейской стороны, власти страны более заинтересованы в строительстве нефтепровода  длиной около 4000 км. В такой ситуации, при росте добычи, Россия может обеспечивать до 10% ежедневного потребления нефти в Южной Корее. В случае же поставок по морю, разумнее говорить о текущем уровне – 6-7%, тем более, что для Кореи гораздо важнее получать эту нефть на НПЗ. Когда те простаивают – потребности падают.
 
Текущие поставки нефти ESPO в США составляют порядка 100 000 баррелей в сутки. Эксперты говорят о том, что потребности США в российском сырье могут вырасти до 500 000 баррелей, если страна решит отказаться от эксплуатации месторождения Аляски, чего давно требуют «зеленые» Америки. Правда, представляется, что получить свой доступ к рынку США будет сложно – расстояние до заводов наибольшее, по сравнению с конкурентами, плюс пока в стране не намерены делать ставку на российскую нефть, ограничиваясь закупками 1,5-2 млн тонн в год от нынешних объемов.
 
«Азиатские тигры» и новые рынки сбыта
 
Наравне с уже сложившимся кругом импортеров нефти ESPO, интерес к российскому сорту проявляют новые игроки. Так, пока небольшие партии восточносибирского сырья были закуплены Индонезией, Сингапуром, Вьетнамом, Малайзией. Учитывая крепкие экономические и политические связи между «азиатскими тиграми», можно быть уверенными, что нефть марки ESPO будет обретать все большую популярность в регионе.
 
Индонезийская государственная компания Pertamina, владеющая нефтяными и газовыми месторождениями Индонезии, обладает запасами нефти в размере 9,6 млрд. баррелей, но при этом экспортирует нефть из Саудовской Аравии и Нигерии. При этом Индонезия когда-то бывшая членом ОПЕК, и сегодня обладает самыми большими объемами добычи в АТР - порядка 830 0000 баррелей в сутки. Правда, и потребление растет – около 1 200 000 баррелей. Учитывая, что страна собирается строить несколько НПЗ, в том числе в Дакарте уже в этом году, потребление будет лишь расти, тогда как с увеличением добычи могут возникнуть проблемы: этому препятствуют конфликты между христианской и мусульманской общинами, вооруженные выступления сепаратистов в основных добывающих регионах страны. Правда, судя по нашим данным, Индонезия нацелена на продолжение сотрудничества с Ираном, так как ее НПЗ «заточены» под эту нефть. В то же время, страна продолжает экспортировать часть своих запасов, поэтому российская нефть могла бы заменить продаваемые объемы.
 
Из тех, кто только начинает становиться основным покупателем нефти ESPO, стоит отметить Сингапур. Крупнейшие в регионе НПЗ могут быть загружены 60 млн тонн нефти, поэтому страна делает ставку на продажу нефтепродуктов. Ей необходимо сырье высокого качества, чему в полной степени соответствует нефть марки ESPO. В Таиланде 4 НПЗ общей мощностью около 10 млн тонн в сутки, что говорит о том, что рост потребления будет не так велик, и выход страны на второе место в потреблении нефти ESPO в январе можно объяснить сезонными факторами.
 
Поставки нефти во Вьетнам обусловлены сотрудничеством ТНК-ВР с PetroVietnam. Пока они незначительны – две партии по 100 000 баррелей ушли из «Козьмино» в 2010 году. Так как основой для этих поставок будет нефть с Верхнечонского месторождения, при увеличении добычи на нем, ТНК-ВР сможет поставлять больше “черного золота” партнерам. Не исключено, что нефть ESPO будет обмениваться на нефть, производимую во Вьетнаме, для дальнейшей продажи в странах АТР.  
 
Перспективы поставок: осторожность превыше всего!
 
Оценивать перспективы России в деле наращивания экспортных возможностей в странах АТР стоит осторожно. Дело в том, что, несмотря на заинтересованность в ESPO, страны региона привыкли пользоваться дешевой нефтью, поэтому рост цен на нее может привести к падению потребления. Чтобы стать серьезным игроком на этом рынке, России необходимо наращивать свои экспортные мощности. Потребление в ведущих странах АТР будет продолжать расти, и именно они, ввиду своей роли в мировой политике, будут использовать все инструменты влияния, чтобы нефть ESPO досталась им.
 
При этом важно отметить, что, несмотря на рост спроса со стороны региона, страны АТР являются одними из лидеров по внедрению технологий энергосбережения, а также разрабатывают крупные месторождения в других странах. Например, Korea National Oil Corporation только во вьетнамском проекте обладает запасами в 0,72 млрд баррелей нефти, а малазийская госкорпорация Petronas вообще является одной из крупнейших компаний в мире. Это позволит АТР по максимуму использовать свои собственные ресурсы. Кроме того, говоря о перспективах увеличения поставок ESPO в страны АТР, важно учитывать политику российских властей в вопросе налогообложения нефти Восточной Сибири. В целом же, по прогнозам, в общей структуре потребления нефти в АТР, нефть ESPO сможет занять около 5% рынка.
 
Александр Дармин - ведущий аналитик ИА «Neftegaz.Ru»

22.02.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены