На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Азербайджан: нефтяные амбиции и реальность

Елена Прядёхина

Каспийский регион как нефтегазовая провинция привлек к себе внимание более десятилетия назад. С тех пор продолжаются споры относительно объемов его запасов. Участники дискуссии сходятся в одном: необходимо развивать транспортную инфраструктуру Каспия. Дело в том, что географическое положение региона для нефтяных компаний крайне неблагоприятное: крупнейшие месторождения удалены от рынков сбыта, отсутствует прямой выход к морю. Государства Каспийского региона отлично это понимают. Азербайджан расположен на западном побережье Каспийского моря. Этот район издавна считался «нефтяной кладовой». 

На рубеже XIX — XX веков здесь добывалась половина всей производимой нефти в мире. Значительным оставался вклад азербайджанских нефтяников в развитие нефтяной отрасли и во времена существования СССР. С обретением независимости власти Азербайджана также сделали ставку на нефтяные запасы.  Баку заключил с иностранными компаниями 23 нефтяных контракта — так называемых соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи. К разочарованию азербайджанских властей. более четверти этих контрактов осталось только на бумаге.
 
Из реализованных соглашений стоит отметить контракты на разработку азербайджанских нефтяных месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли». Для экспорта углеводородов на мировые рынки была разработана нефтяная стратегия, в соответствии с которой  реализованы новые маршруты транспортировки нефти.
 
Экспортные векторы Азербайджана
 
В настоящее время Азербайджан располагает несколькими экспортными коридорами: северным — нефтепровод «Баку—Новороссийск» мощностью 7 млн тонн в год, экспорт «ранней» азербайджанской нефти по нему начался в конце 1997 года; западным — «Баку—Супса» — трубой, введенной в эксплуатацию в апреле 1999 года, мощностью 6 млн тонн в год. Существует и третий маршрут, спроектированный благодаря активному американскому лобби: нефтепровод «Баку–Тбилиси–Джейхан» (БТД) имени Гейдара Алиева, запуск которого состоялся в июле 2006 года. Суммарная пропускная способность БТД составляет 50 млн тонн в год.  Кроме того, нефть из Азербайджана можно экспортировать также по железной дороге в черноморские порты Грузии и далее к потребителям. Теоретически таким способом можно экспортировать до 20 млн. тонн нефти в год.
 
Даже в период, когда наступит пиковая добыча нефти на главном нефтяном месторождении страны «Азери-Чираг-Гюнешли», объемы потенциального экспорта все равно не смогут заполнить существующие транспортные мощности. А через несколько лет неминуемо наступит период упадка азербайджанской нефтедобычи. Азербайджан, в свою очередь, стремится прокладывать новые экспортные маршруты. Так, в январе 2011 года между правительством Азербайджана и кабинетом министров Украины было заключено соглашение о поставках каспийской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.
 
В погоне за новыми рынками
 
Транспортировка энергоресурсов в Белоруссию позволит открыть для Азербайджана рынок Латинской Америки и США. По взаимным договоренностям Минска, Баку и Каракаса поставки нефти в Белоруссию будут осуществляться в рамках системы swap: азербайджанская нефть поставляется на белорусский НПЗ, а венесуэльская нефть в Южной Америке - государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR. Решение о применении такой системы было принято после того, как Минск, отказавшись от российской нефти, убедился, что транспортировка сырья из Венесуэлы напрямую слишком затратна.
 
Интерес Баку к поставкам нефти на рынок Белоруссии может быть также обусловлен выходом SOCAR на украинский рынок в качестве розничного продавца нефтепродуктов. Белоруссия является наиболее крупным экспортером нефтепродуктов в Украину, официально поставляя около 2 млн тонн переработанного сырья ежегодно. Это около половины общего объема украинского экспорта нефтепродуктов. У белорусских компаний мощное лобби в украинском правительстве и Верховной раде. В январе SOCAR открыла сеть автозаправочных станций в Украине, которую планируется значительно расширить в течение пяти лет. А выход на розничный рынок Украины – на белорусских нефтепродуктах — создает азербайджанской компании возможности дальнейшего продвижения на рынки европейских стран.
 
В соглашении о поставках нефти на Мозырский НПЗ, заключенном между Киевом и Баку первоначально фигурировал объем 4 млн тонн. Очевидно, что украинскую сторону такая ситуация не устраивает: не для этого «Одесса – Броды» был переведен в аверсный режим. Именно поэтому министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, комментируя подписание соглашения о транзите, заявил, что объемы прокачки могут быть увеличены до 12 млн тонн. Но такие перспективы маловероятны. Дело в том, что в течение последних лет Азербайджан регулярно не выполняет обязательства по прокачке нефти по нефтепроводу «Баку–Новороссийск». Вместо необходимых 5 млн тонн Баку поставляет лишь 2,5 млн тонн. В результате российский оператор нефтепровода – «Транснефть» - терпит многомиллионные убытки.
 
Азербайджан, обладающий богатыми месторождениями нефти, стремится развивать новые пути транспортировки сырья. В погоне за удовлетворением своих нефтяных амбиций Баку настойчиво старается не замечать профицит существующих экспортных мощностей. Обладая уже сложившимися рынками сбыта и отработанными моделями транспортировки, Азербайджан подписывает новые соглашения о поставках нефти. Партнерам Баку стоило бы задуматься над вопросом: сможет ли азербайджанская сторона гарантировать прокачку необходимых объемов. Тем более что прецеденты нарушения договоренностей уже есть.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»
 
 

02.03.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены