На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Черноморские маршруты: новая ставка России

Виктор Марков

В последние годы Россия разрабатывает новые маршруты транспортировки нефти на мировые рынки в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Традиционно обсуждаются два трубопроводных проекта: «Бургас – Александропулис» и «Самсун-Джейхан».

В России растет добыча «черного золота», и Москве приходится экспортировать не только свою нефть, но также сырье из Каспийского региона. Добыча нефти в Казахстане увеличивается, а запасы страны составляют 6,5 млрд. тонн. В 2010 году Астана добыла 81 млн. тонн нефти, в 2015 году планируется около 100 млн. тонн, а в 2020-м – 130 млн. Одним из маршрутов транспортировки нефти из Казахстана на внешние рынки является транзит «черного золота» через Россию по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. По нефтепроводу КТК нефть с месторождений Западного Казахстана прокачивается до Новороссийска, а далее танкерами поставляется на мировые рынки. В 2010 году КТК отгрузил на экспорт 34,9 млн. тонн нефти.
 
Россия заинтересована в работе КТК, поскольку нефтепровод позволяет Москве зарабатывать средства на транзите сырья, а также влиять на перераспределение углеводородов из Каспийского региона. 15 декабря 2010 года на общем собрании акционеров КТК было принято окончательное решение об инвестировании в проект расширения пропускной способности нефтепроводной системы КТК с 34 млн. до 67 млн. тонн нефти в год. Проект состоит из 3 этапов и будет завершен в 2014 году.
 
Увеличивающиеся объемы транзита нефти Россия планирует прокачивать по нефтепроводу «Бургас – Александропулис» или «Самсун-Джейхан», поскольку танкеры с нефтью не могут быстро и беспрепятственно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Через Босфор ежегодно проходят около 50 тыс. грузовых судов, из которых около 10 тыс. танкеры с нефтью. Предельная пропускная способность проливов на сегодня составляет около 160 млн. тонн нефти. Прохождение через проливы осложняется тем, что из-за экологических рисков проход крупных танкеров разрешен только в дневное время, а из-за сильного тумана судоходство по проливам и вовсе останавливается. Поэтому простои судов перед проходом в проливы могут составлять более суток. В этой связи Турция заинтересована в строительстве обходных маршрутов транспортировки черного золота.
 
Выбор Болгарии: политика и здравый смысл
 
Соглашение о сотрудничестве по сооружению и эксплуатации нефтепровода «Бургас – Александруполис» подписано 15  марта 2007 года в Афинах между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгария и Правительством Греческой Республики. Собственником объектов нефтепровода «Бургас-Александруполис» будет являться зарегистрированная в Амстердаме (Нидерланды) компания Транс-Балкан Пайплайн Б.В. Учредителями компании являются ООО «Трубопроводный консорциум Бургас – Александруполис» (Россия) – 51 %, «Проектная компания Бургас-Александруполис БГ» (Болгария) – 24,5 %, компания «Хелпе-Траки АЕ» (Греция) – 23,5 %, Правительство Греческой Республики – 1 %.
 
Общая протяженность трассы нефтепровода «Бургас-Александруполис» составляет около 300 км. Объем прокачки нефти на первом этапе ориентировочно составит 35 млн. тонн в год, с возможностью увеличения до 50 млн. тонн. Проект предусматривает доставку нефти на танкерах из Новороссийска в болгарский черноморский порт Бургас, после чего сырье по нефтепроводу будет прокачиваться в греческий Александруполис, а далее на мировые рынки. Строительство должно было начаться в 2008 году, а завершиться через два года. Предварительная стоимость проекта составляла 1,2 млрд. долл.
 
Однако развитие проекта «Бургас – Александропулис» затормозилось после смены правительства в Болгарии. В ноябре 2010 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о том, что нефтепровод «Бургас-Александруполис», не будет построен по экологическим соображениям. Конечно, здесь не обошлось без большой политики, ведь строительство трубопроводов является не только экономической, но и политической задачей, а построенные нефтепроводы на десятилетия вперед определяют геополитическую ситуацию в странах-транзитерах нефти.
 
Болгария перестала финансировать проект, более того, на сегодня у Софии образовался долг в 6,2 млн. евро. Согласно договоренностям, Болгария должна была выплатить задолженность до 15 декабря 2010 года, однако этого не произошло. По заявлению вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, проект «Бургас-Александруполис» будет переведен в спящий режим, если с болгарской стороны не будет позитива по проекту, а страна не выплатит долг до 20 марта 2011 года и не выдаст положительное заключение по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Греческая сторона предупредила, что также заморозит финансирование, если Болгария не исполнит финансовые обязательства
 
Турецкий маршрут
 
Учитывая проблемы с нефтепроводом «Бургас – Александропулис», Москва вынуждена искать новые маршруты и переключиться на проект «Самсун-Джейхан». Нефтепровод протяженностью 555 км должен пройти  по территории Турции между побережьем Чёрного моря в районе Самсуна и берегом Средиземного моря в Джейхане в обход  проливов Босфор и Дарданеллы. Ориентировочная стоимость проекта составит 3 млрд. долл., пропускная способность «Самсун – Джейхан» составит 60—70 млн. тонн нефти в год. Завершение строительства трубопровода планируется во втором квартале 2015 года.
 
На начальном этапе участниками проекта «Самсун – Джейхан» были итальянская Eni и турецкая Calik Enerji. Однако в ближайшее время к проекту могут присоединиться «Транснефть» и «Роснефть»: в октябре 2010 года было подписано соответствующе соглашение. Сейчас Турция и Россия ведут переговоры по сотрудничеству в энергетической сфере. 4 марта в Казани состоялось 11-е заседание российско-турецкой межправительственной комиссии, на которой обсуждалось участие Москвы в проекте «Самсун – Джейхан».
 
По заявлению министра энергетики РФ Сергея Шматко, стороны взяли время на доработку проекта. По словам российского министра, Россия и Италия готовы к подписанию соответствующего соглашения по Самсун-Джейхан, но турецкие коллеги решили уточнить ряд параметров.
 
Сегодня для России перспективы строительства «Самсун-Джейхан» выглядят предпочтительнее, поскольку Анкара более самостоятельна в принятии политических решений, чем София, тем более что Турция не является членом ЕС. Однако не стоит забывать о том, что большая политика может измениться под влиянием внешних факторов – таких, как непредсказуемое развитие событий на Ближнем Востоке или смена политического ландшафта в Болгарии после осенних президентских выборов.
  
Виктор Марков - старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

15.03.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены