На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

России невыгоден «турецкий маршрут»

Дмитрий Орлов, Елена Прядёхина

Дальнейшее участие России в турецко-итальянском нефтепроводном проекте «Самсун – Джейхан» --под вопросом. Визит премьер-министра Турции РеджепаЭрдогана в Москву и его переговоры с Дмитрием Медведевым не принесли Анкаре желаемых результатов. Не помогает с реализацией нефтепровода и то, что Турция пытается влиять на Россию угрозами сорвать строительства газопровода «Южный поток». Сегодня уже актуален вопрос о том, стоит ли вообще Москвепринимать участие в столь масштабном и дорогом проекте, не имея гарантийего окупаемости.

«Самсун-Джейхан»: нефтегазовый размен Москвы
 
Работа над проектом «Самсун – Джейхан» началась в 2003 году, когда итальянская компания ENI приступила к изучению возможных путей доставки нефти из каспийского региона в Европу в обход загруженных проливов Босфор и Дарданеллы. В 2004 году на основании предварительного анализа был выбран маршрут от порта Самсун на севере Турции до нефтеналивного порта Джейхан на юге страны. Другой участник проекта — турецкая компания CalikHoldings — подготовила необходимые документы и запросила у властей разрешение на строительство. В 2005 году Eni и CalikHoldings подписали меморандум о создании совместного предприятия для строительства — «Трансанатолийской трубопроводной компании» (Trans-AnatolianPipelineCompany — TAPCO). Предполагалось, что проектная мощность нового нефтепровода составит 50 млн тонн нефти в год. Торжественная церемония закладки первого камня прошла в Джейхане в 2007 году.
 
Через два года к проекту присоединилась и Россия. В 2009 году главы правительств Италии, Турции и России подписали в Милане межправительственное соглашение о сотрудничестве в рамках строительства нефтепровода «Самсун — Джейхан». Одновременно с этим действующие участники этого проекта подписали меморандум о взаимопонимании с двумя потенциальными партнёрами из России — компаниями «Роснефть» и «Транснефть». В обмен Москва получила от Анкары знаковую уступку: прямо в Милане российской стороне был вручен пакет документов, разрешающих прокладку в турецких водах газопровода «Южный поток», который собираются строить «Газпром» и ENIиз России в Болгарию.Так проект «Самсун – Джейхан», изначально игнорировавшийся Россией, стал инструментом в игре Москвы, направленной насоединение российской газотранспортную систему с европейской, минуя транзитные страны (прежде всего Украину).
 
Восточные сказки: горький опыт России
 
Однако спустя почти два года участие России в проекте «Самсун– Джейхан» стало проблемой, и это вполне объяснимо. Турция требует гарантий по прокачке 50 млн тонн нефти в год, которые «Роснефть» определенно предоставить не может: вся добыча компании – чуть более 100 млн. тонн, при этом у нее есть другие обязательства по поставкам. Кроме того, Москва, наученная горьким опытом «Голубого потока», крайне осторожно подходит ко всем совместным проектам с Турцией. Ведь в 2003-мпосле инвестирования российского «Газпрома» и итальянского ENIв проект «Голубой поток» $3,2 млрд турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Тогда Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.
 
Поэтому Россия продолжает диалог с Болгарией и Грецией по поводу строительства альтернативного нефтепровода «Бургас – Александруполис».При протяженности в 282 кмпроектная стоимостьего сооружения составляет $1,5 млрд. «Самсун – Джейхан» длиннее и дороже своего конкурента: строительство 550-километрового нефтепровода  обойдется в $4 млрд. Кроме того турецкий маршрут должен пройти по местности с трудным ландшафтом, в районе с сейсмически неустойчивой обстановкой.
Проект «Самсун – Джейхан» выгоден в первую очередь и главным образом Турции. Прежде всего строительство нефтепровода позволит решить проблему перенасыщенности транспортом  проливов Босфор и Дарданеллы иобеспечить быстро растущую экономику Турции энергоресурсами. Кроме того, его реализация позволит дополнительно пополнять бюджет страны средствами за прокачку сырья. Наконец, «Самсун – Джейхан» – это козырь в геополитической игре, это очередной шаг навстречу членству в ЕС, к которому так стремится Турция. Пользуясь своим удачным географическим положением, странастремится перетянуть на себя все большее количество стратегических проектов, став перекресткомважных международных энергопотоков.
 
Расширение КТК: куда пойдет каспийская нефть?
 
В декабре 2010 года было принято решение о расширении Каспийского трубопроводного консорциума с 34 млн до 67 млн тонн нефти в год. Куда направить растущие объемы нефти, транспортируемой по КТК? «Самсун – Джейхан» - внешне заманчивая перспектива для прокачки каспийского сырья. Но сегодня и в обозримой перспективе дополнительные мощности для транспортировки нефти России не нужны. Достраивается «Балтийская трубопроводная система - 2», которая позволит поставлять углеводороды на европейский рынок, в 2012 году запланирован запуск второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» для осуществления экспорта энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, еще одним возможным маршрутом для нефти, прокачиваемой по КТК, может стать нефтепровод «Одесса – Броды», работающий с недавних пор ваверсном направлении, но используемый только на половину проектной мощности.
 
Говоря о выгодах проекта «Самсун – Джейхан» для транспортировки каспийской нефти, часто акцентируют внимание на загруженноститурецких проливов. Однако, по оценкам «Транснефти», стоимость прокачки по турецкому нефтепроводу может в пять раз превысить стоимость ее транспортировки танкерамичерез Босфор и Дарданеллы, которая составляет $4 за тонну. Простой подсчет показывает: транспортировка по нефтепроводу «Самсун-Джейхан» оправдает себя, только если танкер простоит в районе Босфора и Дарданелл около месяца. Так происходит далеко не всегда.
 
Итак, перспективы участия России в проекте «Самсун – Джейхан» становятся откровенно сомнительными. Реализация проекта потребует значительных инвестиций, при этомТурция требует гарантий заполнения маршрута, ноне может предоставить встречных гарантий --коммерческой окупаемости проекта. К тому же сегодня Россия вряд ли остро нуждается в строительстве дополнительных маршрутов, особенно на территории третьих стран.
 
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук,
Елена Прядёхина, аналитик АПЭК

22.03.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены