На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Качество сорта «ВСТО» не пострадает

Игорь Кацал

Продвижение системы магистральных нефтепроводов на север обеспечит приток в нее сырья с новыми характеристиками. О том, как это отразится на экспорте нефти, а также о влиянии внешнеполитических факторов на ее поставки, рассказал директор департамента транспорта, учета и качества нефти Игорь Николаевич Кацал.

- Игорь Николаевич, изменились ли за последнее время качественные характеристики экспортного потока нефти «ВСТО»? Какие страны на сегодняшний день являются активными потребителями этого сорта?
 
Если говорить о результирующем качестве нефти, отгружаемой на экспорт в порту Козьмино и поставляемой в Китай, то можно отметить, что основные характеристики смеси «ВСТО» (международное название – ESPO) стабильны и в текущем году по содержанию серы не превышают 0,6 %, по плотности –850 кг/м3.
 
При этом отмечу, что в 2011 году пропорции в экспортном нефтяном потоке, движущемся по трубопроводной системе ВСТО, конечно же, изменились, – увеличилось количество западносибирской нефти. Это вызвано тем, что началась транспортировка сырья в Китай по нефтепроводу «Сковородино – Мохэ – Дацин» в рамках долгосрочного контракта. Напомню, что по его условиям мы обязаны ежегодно поставлять 15 млн т нефти.
 
В 2010 году перекачка по нефтепроводу ВСТО составила 15,3 млн т нефти, где 5,9 млн т – нефть Восточной Сибири (с Талаканского и Верхнечонского месторождений) и 9,4 млн т – нефть Западной Сибири. В 2011 году по ТС ВСТО планируется перекачать 30 млн т, из которых 8,8 млн т – восточносибирские ресурсы и 21,2 млн т – западносибирские.
 
Что касается стран, проявляющих особый интерес к сорту «ВСТО» (ESPO), то пятерка его активных потребителей выглядела в минувшем году следующим образом: Япония – 30 %, Южная Корея – 28 %, США – 16 %, Таиланд – 12 %, Китай – 8 %.
 
- Может ли сказаться на качестве смеси «ВСТО» подключение к системе АК «Транснефть» северных месторождений в результате сооружения в перспективе нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор»? Какие меры будут предусмотрены для недопущения ухудшения качества сырья?
 
Предварительные данные, представленные нефтяными компаниями, показывают незначительное утяжеление заполярных нефтей и повышение температуры их застывания по сравнению с поступающими в настоящее время малосернистыми нефтями. Но содержание серы в них значительно меньше, что позволит в дальнейшем снизить дефицит малосернистой нефти на западных направлениях поставок и улучшить в целом качество экспортного потока.
 
Влияние на смесь «ВСТО» будет минимальным ввиду того, что заполярные нефти пройдут через два крупных узла смешения на НПС «Пурпе» и «Самотлор», где путем управляемого смешения планируется нивелировать возможное отрицательное воздействие. Так что потребители сорта «ВСТО» могут не беспокоиться – его качество не пострадает.
 
- В начале года между Москвой и Токио возникла напряженность, вызванная вновь заявленными претензиями Японии на Южные Курилы. Отразилось ли это на спросе японских компаний на нефть «ВСТО»? И что можно прогнозировать теперь, после землетрясения и цунами?
 
Политика является продолжением экономики, однако в данном случае ситуация наблюдается обратная. Судите сами, за 2010 год в Японию отгружено 4,6 млн т нефти. И, как было сказано ранее, эта страна лидировала среди потребителей этого сорта.
 
Однако в 2011 году темпы отгрузки нефти из порта «Козьмино» в Страну восходящего солнца снизились: в январе по сравнению с декабрем 2010 года – на 40 %, а в феврале – на 85 %. В IV квартале 2010 года Япония покупала в порту Козьмино 6–7 танкеров в месяц, в I квартале 2011 года в среднем 2 танкера в месяц.
 
Как изменится ситуация после разрушительного землетрясения в Японии, сейчас предсказать достаточно сложно, так как пострадал и нефтеперерабатывающий комплекс страны. Возможно полное прекращение закупок российской нефти в связи с уменьшением объемов ее переработки и резким падением спроса на сырье, а также увеличение закупок нефтепродуктов и сжиженных газов для компенсации выбывших мощностей атомной энергетики страны.
 
 Но, так или иначе, «Транснефть» снижения объемов экспорта через порт «Козьмино» в 2011 году никоим образом не планирует.
 
- Цепочка революций в странах арабского мира наверняка повлияет на структуру нефтяных поставок в страны Европы. Как эта ситуация может воздействовать на экспорт российских углеводородов?
 
Потребность в российской нефти в странах Европы должна увеличиться. Отсутствие ливийской нефти, вероятно, будет компенсироваться ближневосточными и российскими ресурсами, так как основные потребители сырья находятся в бассейне Средиземного моря. Рост котировок на смесь марки Brent будет тянуть за собой цены на нефть из России.
 
Мы предполагаем, что спрос на российское сырье будет расти.
 
- Каковы перспективы роста загрузки нефтепровода «Одесса – Броды» в аверсном режиме? Угрожает ли он интересам России?
 
Использование нефтепровода «Одесса – Броды» для транспортировки нефти в аверсном направлении уже стало реальностью, которую необходимо брать в расчет. Украинская сторона официально информировала «Транснефть» о невозможности перекачки российского черного золота в порт «Южный». В начале января 2011 года Украина и Белоруссия на уровне трубопроводных компаний подписали договор о транзите по указанной магистрали 4 млн т нефти в год из порта Южный на Мозырский НПЗ. Такой уровень встречной транспортировки на участке «Броды – Мозырь» нефтепровода «Дружба-1» нас не пугает.
 
Однако рост загрузки нефтепровода до его максимальной пропускной способности (14 млн т в год) может помешать поставкам российской нефти в страны Южной Европы. Пока это только теоретическая угроза, так как между нашими странами 26 ноября 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти через территорию Украины, которое гарантирует транзит 17 млн т нефти на нефтеперерабатывающие заводы Южной Европы.
 
Но между тем уже сегодня наблюдается усиление присутствия ОАО «Укртранснафта» на зарубежных ПСН «Транснефти» в Будковце (Словакия) и Фенешлитке (Венгрия). Украинская сторона без согласования с «Транснефтью» увеличивает количество представителей на этих ПСН, закрывает для нас информацию о качестве нефти в промежуточных пунктах на своей территории и т. д.
 
Сейчас мы формируем позицию компании по данным вопросам и в ближайшее время направим соответствующий документ в адрес руководства «Укртранснафты» и словацкого «Транспетрола».
 
Игорь Кацал - директор департамента транспорта, учета и качества нефти ОАО «АК «Транснефть»
 
Источник: «Трубопроводный транспорт нефти» от 01.04.2011

04.04.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены