На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Одесса – Броды»: туманные перспективы аверса

Александр Шток

Первоначально «Одесса – Броды» задумывался как маршрут для транспортировки каспийской нефти в обход загруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы в Европу. По плану конечной точкой нефтепровода должен был стать польский порт Гданьск, но надеждам создателей проекта не суждено было сбыться. «Одесса-Броды» так и остался недостроенной трубой с неопределенными перспективами.

Строительство нефтепровода началось в 1996 году. Однако в связи с целым рядом проблем экономического характера реализация проекта затянулась. Нефтепровод был сдан только через шесть лет – в 2002 году. Общая протяженность маршрута составила 667 км, проектная мощность – 14,5 млн. тонн нефти в год.
 
Несмотря на завершение строительства, правительство Украины не смогло договориться с поставщиками о заполнении «Одесса-Броды». В результате до 2004 года трубопровод оставался пустым. Как итог – ответвление из Брод в польский Полоцк, откуда нефть могла поставляться в порт Гданьск, построено не было.
 
В 2004 году Украина нашла поставщика в нефтепровод. Им оказалась российско-британская компания ТНК-ВР, работающая на российских месторождениях. ТНК-ВР обязалась поставлять нефть в «Одесса-Броды», тем самым гарантировав загруженность трубопровода, но трубопровод должен был работать в реверсном режиме, прокачивая нефть к побережью Черного моря.
 
О возможном запуске нефтепровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме заговорили снова в 2010 году. Как ни странно, это стало возможным благодаря сырьевой базе, находящейся  более чем в 10 тыс. км от Украины. Поставки нефти в Одессу обязалась обеспечить Венесуэлла.
 
Российско-белорусский конфликт относительно цен на нефть в конце нулевых вынудил Минск искать альтернативу российским поставкам. Используя дружеские отношения с Венесуэлой, Белоруссия смогла договориться о поставках нефти из этой страны по приемлемым для себя ценам. Предполагалось, что до белорусских НПЗ венесуэльская нефть может быть доставлена как раз по украинскому маршруту «Одесса-Броды». Однако высокая стоимость транспортировки нефти из Венесуэлы до Украины сводила на нет экономическую выгоду от смены поставщика для Белоруссии.
 
Тем не менее стоимость самого «черного золота» была крайне привлекательна для Минска, в результате чего Белоруссия стала искать возможность обеспечить поставки нефти на свои НПЗ, исключив из ее стоимости транспортную составляющую. Такая возможность появилась за счет применения своп-схем. Для реализации своп-схемы Белоруссии и Венесуэле был необходим третий участник, которым был выбран Азербайджан.
 
Своп-схема подразумевает покупку нефти Белоруссией у Венесуэлы и дальнейший ее обмен на азербайджанскую нефть. В итоге Азербайджан получает в свое распоряжение венесуэльскую нефть, которая позволяет ему выйти на рынок США. В обмен Баку обязуется гарантировать аналогичные объемы нефти для поставок в Белоруссию.
Несмотря на привлекательность выхода на рынки США, пока Азербайджан официальные гарантии по заполнению украинского трубопровода не давал. Сейчас Азербайджан не испытывает дефицита в транспортных мощностях. Более того, ряд маршрутов Баку использует далеко не на полную мощность. Иными словами, у Азербайджана может не хватить ресурсов для заполнения трубы «Одесса-Броды».
 
Согласно прогнозу Государственного управления энергетической информации США (EIA), в 2011 году Азербайджан может увеличить нефтедобычу примерно на 10% - примерно на 5 млн. тонн. Тогда как договоренности Белоруссии и Венесуэлы подразумевают поставки 10 млн. тонн нефти в год. Для выполнения этих соглашений Азребайджану придется уменьшить объемы транспортировки нефти по другим маршрутам. В частности, по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». Пойдет ли на это Баку – еще не известно.
 
Впрочем, даже если Азербайджан согласится принять участие в своп-схеме Белоруссии и Венесуэлы, запустить «Одесса-Броды» на полную мощность в аверсном режиме не получится. Соглашения Минска и Каракаса подразумевают поставки 10 млн. тонн нефти в год, тогда как мощность «Одесса-Броды» – 14,5 млн. тонн. То есть нефтепровод максимум будет заполнен на 2/3.
 
Увеличивать объемы поставок через украинский маршрут Азербайджан вряд ли будет. Во-первых, это подразумевает снижение объемов поставок по другим направлениям, во-вторых, на данный момент конечная точка украинского маршрута отнюдь не гарантирует перспективного рынка. До тех пор, пока не будет построена ветка в Польшу, украинский маршрут вряд ли будет привлекательным для поставщиков нефти.
 
Итак, у нефтепровода «Одесса – Броды» есть два существенных минуса. Во-первых, пока маршрут не имеет выхода на европейские рынки. Во-вторых, украинская труба не привязана к поставщикам, тогда как в реализации альтернативных маршрутов «Бургас-Александрупоулис» и «Самсун-Джейхан» принимает участие Россия, которая фактически и гарантирует поставки. Поэтому перспективы работы трубопровода «Одесса-Броды» в аверсном режиме без выхода на европейские рынки достаточно неопределенны.
  
Александр Шток -- директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International»
 
 
 

 

12.04.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены