На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

КТК: с надеждой на будущее

Анастасия Соснова

Каспийский трубопроводный консорциум – крупнейший в СНГ проект одноименного нефтяного трубопровода протяженностью 1510 км, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак, Арман, Алибекмола, Мартыши) с морским терминалом РФ в Черном море «Новороссийск-2».  КТК проходит по территории России и Казахстана, являясь при этом единственным частным нефтепроводом в России, где тарифы КТК определяются на основании договора между акционерами. При этом объемы прокачки строго квотированы долями в проекте КТК.

Исторические вехи развития и ресурсная база
 
История каспийского проекта длится с 1992 года – именно тогда было подписано первое рамочное соглашение о создании консорциума между Республикой Казахстан и султанатом Оман (немного позднее 7%-ная доля султаната Оман была выкуплена Россией), месяцем позже к ним присоединилась и Россия. В конце 1996 года было принято решение о передаче 50% акций консорциума крупнейшим нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства нефтепровода. В 1998 году было подготовлено ТЭО проекта и утверждена смета стоимостью 2,236 млрд долларов, и уже 1999 год ознаменовался началом строительства нефтяной системы КТК. В 2001 году были запущены нефтепровод и нефтяной терминал в Новороссийске, которые дали начало новому маршруту экспорта нефти из Каспийского региона.
 
В конце 2004 года в нефтепровод КТК в Краснодарском крае была пущена и российская нефть, тогда как ранее в ресурсной базе этой нефтяной системы присутствовали лишь казахстанские месторождения (Тенгиз, Арман, Карачаганак, Алибекмола, Мартыши). Между тем месторождения Тенгиз (через LUKARCO – доля продукции 2,7%), Карачаганак (доля продукции – 13,95%), Арман (доля продукции 50%) и Алибекмола (доля продукции 50%) разрабатывает ЛУКОЙЛ, «дочка» которой LUKARCO также входит в проект КТК. Российскую же нефть в КТК поставляет преимущественно «Роснефть» с собственных месторождений, расположенных на юге России.  В 2009 году «Роснефть» поставила через КТК на экспорт почти 7 млн тонн нефти.
 
В 2005 году консорциум вышел на запланированную мощность первого этапа строительства, а уже в 2010 году нефтяная система КТК прокачала рекордные 36,47 млн тонн нефти – из них на экспорт через терминал в Новороссийске было отгружено 34,9 млн тонн нефти и прокачано 1,5 млн тонн нефти по участку в Казахстане.
 
Основные интриги проекта
 
Когда в проекте много участников и затрагиваются не только экономические, но и политические интересы (в случае с КТК - России и Казахстана), проблемы неизбежны. Главной интригой проекта КТК стала его убыточность. Несмотря на то, что тарифы КТК определялись на основании договора между акционерами, а не в порядке регулирования, они долго оставались низкими. В результате один за другим из проекта стали выходить ключевые участники проекта: султанат Оман (долю которого, вопреки желанию Казахстана разделить ее 50/50, выкупила Россия), ВР (его долю в LUKARCO выкупил ЛУКОЙЛ).
 
На сегодняшний день акционерами проекта КТК являются:
 
РФ, представленная Транснефтью (24%) и КТК Компани (7%) – всего 31%;
Республика Казахстан, представленная Казмунайгазом (19%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%) – всего 20,75%;
Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%;
LUKARCO (ЛУКОЙЛ) - 12,5%;
Rosneft-Shell Caspian Ventures (Роснефти принадлежит 51% в компании, Shell -49%) - 7,5%;
Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%;
BG Overseas Holding Limited - 2%;
Eni International N.A. N.V. - 2%;
Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.
 
Будущее  
 
Убыточность проекта – официальная причина, по которой Россия долго не давала добро на расширение КТК. В 2009 году начал рассматриваться вопрос об увеличении пропускной способности каспийского нефтепровода с 34 млн тонн до 67 млн тонн, а при использовании присадок – до 76 млн тонн. Заполнение расширенного нефтепровода планируется главным образом за счет ресурсной базы супергигантского нефтегазового месторождения в Казахстане – Кашагана. Проект расширения подразумевает модернизацию существующих и строительство еще десяти нефтеперекачивающих станций (двух – на территории Республики Казахстан, восьми - на территории РФ), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и расширение морского терминала КТК, а также замену 88-километрового участка трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра. Все мероприятия по расширению нефтепровода КТК планируется завершить к 2014 году. Стоимость расширения КТК оценивается в 5,4 млн долларов.
 
Но только ли дело в убыточности? Ведь есть еще ряд нерешенных вопросов,  тормозящих расширение КТК. Ключевой вопрос: куда же дальше пойдут гигантские объемы нефти из КТК? Пока существуют два альтернативных проекта для организации поставок нефти из КТК в Европу: «Самсун-Джейхан» - нефтепровод, который должен пройти по территории Турции в обход перегруженных проливов Босфора и Дарданеллы, и «Бургас-Александруполис» - нефтепровод, ведущий от болгарского порта в Черном море в Грецию. Согласно недавним заявлениям, проект «Бургас-Александруполис» находится в стадии «заморозки». Есть сомнения и в развитии проекта по строительству нефтепровода «Самсун-Джейхан». И тем не менее пока отсутствие определенности в дальнейших маршрутах, очевидно, не сильно мешает ведению переговоров о расширении КТК, ведь здесь задействованы интересы многих участников.
 
Анастасия Соснова – аналитик агентства независимой аналитики «Инвесткафе»

19.04.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены