На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Пурпе-Самотлор»: навстречу новым горизонтам

Елена Прядёхина

18 мая 2011 года в районе нефтеперекачивающей станции «Пур-Пе» в Ямало-Ненецком автономном округе состоялось торжественная церемония завершения сварочно-монтажных работ на нефтепроводе «Пурпе-Самотлор». В мероприятии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Игорь Сечин, полномочный представитель президента РФ в УрФО Николай Винниченко, губернатор ХМАО Наталья Комарова, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, президент компании «Транснефть» Николай Токарев.

Проект удалось реализовать в сжатые сроки, на год раньше плана. Впереди – испытания, а к концу 2011 года нефтепровод должен быть запущен. Благодаря строительству «Пурпе – Самотлор» удастся решить сразу несколько важных задач нефтяной отрасли России – подсоединить удаленные месторождения к трубопроводной системе и обеспечить необходимыми объемами сырья главную нефтепроводную артерию страны – магистраль «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Строительство: на год раньше срока
 
Строительство «Пурпе-Самотлор» началось 11 марта 2010 года. В торжественной церемонии приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, президент «Транснефти» Николай Токарев и руководители крупнейших нефтяных компаний.
 
Трасса нового трубопровода прокладывается по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов Тюменской области. Проектом предусматривается строительство магистрального нефтепровода протяженностью 430 км и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. тонн в год, реконструкция двух НПС, строительство трех новых НПС на полное развитие.
 
Изначально объект планировалось сдать в 2012 году, однако уже в январе 2011 года «Транснефть» сообщила, что работы по строительству «Пурпе-Самотлор» ведутся с опережением графика и нефтепровод может быть запущен уже в конце 2011 года.
 
Начальным пунктом проектируемого нефтепровода является нефтеперекачивающая станция «Пурпе», конечным пунктом – площадка приема и смешения нефти на НПС «Самотлор». Далее нефть будет направлена по нефтепроводу «Самотлор – Александровское» в систему магистральных нефтепроводов «Транснефти».
 
Строительство нефтепровода осуществлялось в сложнейших природно-климатических условиях. Общая протяженность болот и заболоченных участков на пути магистрали составляет около 30%. Строителями был проложен крупный подводный переход через реку Пяку-Пур, русловая часть которой в месте пересечения с нефтепроводом составляет 600 метров.
 
Реализация проекта «Пурпе – Самотлор» неотъемлемо сопряжена с выполнением всех требований промышленной и экологической безопасности. Были разработаны специальные нормы, как в отношении проектных решений, так и применяемых технологий, оборудования и материалов. Кроме того, маршрут нефтепровода проходит вне зон особо охраняемых природных территорий и мест традиционного природопользования малочисленных народов Севера. Поэтому ни местной экосистеме, ни жизненному укладу коренных жителей лесотундры реализация проекта не угрожает. Кроме того, нефтепровод «Пурпе – Самотлор» представляет собой, прежде всего, инфраструктурный проект, который призван обеспечить создание новых рабочих мест и ощутимую прибавку в региональные бюджеты.
 
Западная нефть для ВСТО
 
«Пурпе – Самотлор» является одним из отрезков магистральной ветки «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Распоряжение о проектировании и строительстве нефтепровода было подписано 22 апреля 2010 года премьер-министром Владимиром Путиным. Реализация проекта была разделена на два этапа. Первый этап включал в себя прокладку нефтепровода «Пурпе-Самотлор». На втором этапе было запланировано проектирование и строительство ветки «Заполярное-Пурпе».
 
Эти отрезки объединены общей целью - транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов и севера Красноярского края на нефтеперерабатывающие заводы России и в систему «Восточная Сибирь – Тихий океан», а далее на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
Строительство «Пурпе – Самотлор» совпало с реализацией проекта ВСТО-2 и подготовкой к расширению ВСТО. Это неслучайно. Новая магистраль позволит связать систему ВСТО с одной из ее главных ресурсных баз – Ванкорским месторождением. Запуск ВСТО-2 и расширение системы до 80 млн тонн в год уже не за горами, поэтому дополнительные мощности с западных месторождений благоприятно скажутся на увеличение пропускной способности главной нефтепроводной артерии страны.
 
Кроме того, новая ветка позволит решить проблему транспортировки сырья с удаленных от нефтепроводов месторождений. В настоящее время среди 236 месторождений региона (ЯНАО, ХМАО, Красноярский край) в промышленной эксплуатации находятся только 63. Отчасти так происходит из-за сложностей в доставке нефти к рынкам сбыта. Новая перемычка позволит ускорить развитие новых месторождений.
 
В связи с подключением северных месторождений к системе ВСТО злопыхатели говорят о возможном ухудшении  качества нефти ESPO. Однако, специалисты «Транснефти» уже провели первые исследования качества получаемой смеси. Предварительные данные показывают незначительное утяжеление заполярных нефтей и повышение температуры их застывания по сравнению с поступающими в настоящее время малосернистыми нефтями. Но содержание серы в них значительно меньше, что позволит в дальнейшем снизить дефицит малосернистой нефти на западных направлениях поставок и улучшить в целом качество экспортного потока.
 
Кроме того, заполярные нефти пройдут через два крупных узла смешения на НПС «Пурпе» и «Самотлор», где путем управляемого смешения планируется нивелировать возможное отрицательное воздействие. Таким образом, подключений месторождений ЯНАО и ХМАО к системе ВСТО не повлияет на качество восточносибирской смеси.
 
Финансирование: совместными усилиями
 
Не смотря на всю значимость проекта, федеральный бюджет не принимал участия в финансировании «Пурпе – Самотлор». «Транснефти» удалось изыскать средства за счет изменения цен на трубную продукцию, услуг строймонтажа. В итоге 17 млрд рублей ушло на подготовку проектно-сметной и рабочей документации, а всего на реализацию проекта по оценке Главгосэкспертизы будет затрачено порядка 53 млрд рублей. В дальнейшем «Транснефть» планирует использовать комплексные источники финансирования, в том числе облигации и кредиты.
 
Следует отметить, что участие в реализации проекта «Пурпе-Самотлор» принимает не только «Транснефть», ее дочернее предприятие и подрядчики, но и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа с корпорацией «Урал промышленный - Урал Полярный». В прошлом году корпорация подписала соглашение с «Транснефтью» о сотрудничестве, которое предусматривает строительство инфраструктуры и жилых объектов для работников, обслуживающих нефтепровод.
 
Таким образом, за счет нового нефтепровода «Пурпе-Самотлор» российской нефтяной отрасли удастся решить сразу несколько основных задач. Во-первых, перемычка позволит обеспечить необходимыми объемами сырья систему «Восточная Сибирь – Тихий океан», расширение которой запланировано в ближайшее время. Во-вторых, «Пурпе – Самотлор» решит проблему транспортировки нефти из удаленных месторождений ЯНАО, ХМАО и Красноярского края. За счет этого, промышленная разработка месторождений будет значительно ускорена. Наконец, строительство и эксплуатация нефтепровода способствует развитию инфраструктуры региона. В ходе реализации проекта были построены дороги, жилье для сотрудников и другие важные объекты. «Пурпе – Самотлор» - один из важных этапов масштабного проекта, который открывает дорогу новым горизонтам всей нефтяной отрасли страны.
 
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

19.05.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены