На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Нефть для Китая: время для компромисса

Виктор Марков

Еще недавно о перспективах энергетического сотрудничества Китая и России повсеместно заявляли представители обеих сторон. Россия, обладая существенными ресурсами, и Китай, экономика которого растет бурными темпами, вполне могли бы стать партнерами. Однако возникшие разногласия между сторонами в вопросе поставок нефти таят в себе угрозу для плодотворного сотрудничества государств. Официальные представители двух стран выступают за скорейшее решение проблемы без обращения в судебные органы. Пойдут ли на это российские компании, пока неизвестно. А пока «Транснефть» и «Роснефть» продолжают терпеть убытки.

Восточный вектор: смена ориентиров России
 
Ранее Россия экспортировала нефть в основном в западном направлении, так как данные маршруты были проложены еще в советское время. В начале XXI века Россия активно приступила к диверсификации экспорта углеводородов. Именно с этой целью в 2006 году начал реализовываться масштабный проект «Восточная Сибирь – Тихий океан», предназначенный для экспорта российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
Идея диверсификации поставок российской нефти нашла продолжение в строительстве отвода от системы ВСТО в сторону Китая. Соглашение между Россией и Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере подписали 21 апреля 2009 года в Пекине вице-премьер РФ Игорь Сечин и вице-премьер Госсовета КНР Ван Цышань. Документ был подписан на 23 года и стал началом исполнения договоров о кредитах между «Транснефтью», «Роснефтью» и Банком развития Китая на $25 млрд, а также дал старт строительству отвода ВСТО на Китай. В рамках соглашения Роснефть получала кредит $15 млрд. в обмен на поставки в Китай 15 млн. тонн нефти ежегодно в течение 20 лет, а «Транснефти» предоставлялся кредит $10 млрд.
 
Строительство нефтепровода «Сковордино-Дацин» завершилось 27 сентября 2010 года. О завершении строительства объявили президент РФ Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао. Коммерческие поставки российской нефти по нефтепроводу начались 1 января 2011 года.
 
Первая нефть и первые проблемы
 
После запуска нефтепровода с первого месяца началась проблемы, связанные с оплатой за поставляемую нефть. Россия ежемесячно стала недополучать около $20 млн из-за того, что Китай в одностороннем порядке пересмотрел стоимость транзита российской нефти до Сковородино. Согласно ранним договоренностям тариф на прокачку российской нефти до китайской границы был равен сетевому тарифу до порта «Козьмино», поскольку в России нет тарифа до Сковородино. Сейчас тариф на транзит нефти до «Козьмино» составляет 1815 рублей за 1 тонну нефти и работает по принципу «все включено». Сетевой тариф по транспортировке нефти одинаков для месторождений Западной и Восточной Сибири как до российско-китайской границы, так и до порта «Козьмино».
 
Позиция китайской стороны состоит в том, что транзит до китайской границы российской нефти должен быть дешевле, нежели до тихоокеанского порта. Однако ранее Китай об этом ничего не заявлял, а теперь в одностороннем порядке пересмотрел тариф на прокачку «черного золота» и уменьшил оплату за поставки российской нефти.
 
Российская сторона в этой связи заявляет о том, что нефтепровод до «Козьмино» еще не построен, а от Сковородино до спецморнефтепорта нефть транспортируется по железной дороге. Поэтому на всем участке от российских месторождений до порта «Козьмино» действует сетевой тариф 1815 рублей за 1 тонну нефти и работает по принципу «все включено». Тем более что сетевой тариф 1815 рублей должен был обеспечить конкурентные преимущества российской  нефти на мировых рынках, а также способствовать освоению восточносибирских месторождений. Но после завершения строительства нефтепровода ВСТО-2, от Сковородино до Тихого океана, тариф на транспортировку нефти по ВСТО будет изменен. Протяженность ВСТО-2 составляет 1 963 км. Поэтому пересматривать тариф на прокачку нефти до китайской границы логично после завершения строительства ВСТО -2.
 
Чем грозит российским компаниям китайская неуплата?
 
Из-за уменьшения оплаты китайской стороной за российскую нефть пострадавшими стали  «Роснефть» и «Транснефть». Российские компании ежемесячно недополучают около $20 млн, а в дальнейшем у компаний могут возникнуть проблемы с налоговыми органами: происходит несовпадение задекларированных экспортных объемов нефти и полученных денежных средств. Тем не менее, несмотря на потери, «Роснефть» и «Транснефть» продолжают поставлять нефть китайской стороне.
 
С 1 февраля 2011 года в России действует не самый высокий средний  тариф на транспортировку нефти - $1,27 за 100 ткм. В Словакии, Чехии, Украине и Казахстане тарифы на прокачку «черного золота» выше. В этой ситуации самостоятельное определение Китаем тарифа до Сковородино без согласования с Россией выглядит некорректно. Китай просто воспользовался пробелами в ранних договоренностях в нефтяной сфере между странами. Однако в данной ситуации новые тарифы необходимо увязывать с ранее выданными кредитами: ставки по займам для «Роснефти» и «Транснефти» не самые либеральные. Сейчас в мире избыток ликвидности, а процентные ставки находятся на исторически низких уровнях.
 
Компромисс с газовым привкусом
 
Вместе с тем Россия и Китай заинтересованы в дальнейшем энергетическом сотрудничестве, поэтому решение конфликта лежит во взаимном компромиссе. Китай в дальнейшем рассчитывает на увеличение поставок нефти до 30 млн тонн, но в сложившейся ситуации на это Поднебесной трудно рассчитывать. Тем более что Россия и Китай ведут переговоры по поставкам российского газа. По мнению министра энергетики РФ Сергея Шматко, решение спорных вопросов не должно доводиться до судов, поскольку сотрудничество между российскими компаниями и Китаем осуществляется на уровне правительственных договоренностей.
 
В сложившейся ситуации Россия в принципе могла бы пойти на снижение тарифа по транспортировке нефти в Поднебесную, но, например, в обмен на облегчение  условий по ранее выданным кредитам «Роснефти» и «Транснефти». Другим компромиссным вариантом может стать участие российских компаний в проектах по переработке нефти в Китае. А для исключения подобных недоразумений в будущем России необходимо продолжать усиливать диверсификацию экспорта углеводородов, чтобы не быть зависимым от отдельных импортеров.
 
 
Виктор Марков - старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
 

26.05.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены