На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Нефтепроводы России: перемены к лучшему

Александр Шток

Россия обладает одной из самых больших и разветвленных нефтепроводных систем в мире. Общая протяженность нефтепроводов в стране составляет около 50 тыс. км. Практически все российские нефтепроводы находятся под контролем одной компании – ОАО «Транснефть».

Трубопроводная система РФ обеспечивает доставку нефти с месторождений к нефтеперерабатывающим заводам, а также поставляет нефть на экспорт. Из 505 млн. тонн добытой в прошлом году нефти, около 250 млн. тонн было направлено на экспорт, оставшаяся часть была доставлена на отечественные НПЗ.
 
Сейчас в РФ работает 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов. Для такой огромной страны как Россия – это немного. Как следствие, нефтепроводная система РФ представляет собой сеть из множества небольших трубопроводов, небольшой мощности, которые соединены с крупными артериями – большими, мощными нефтепроводами. По ним нефть доставляется как на российские НПЗ, так и на экспорт.
 
Новые маршруты
 
Экспорт нефти из России осуществляется по трем основным направлениям. В Европу Россия экспортирует нефть по нескольким маршрутам. Два из них транзитные – это направления через Белоруссию и Украину. Также нефть экспортируется через порты «Туапсе» и «Новороссийск» на Черном море и «Приморск» на Балтийском. В азиатском направлении экспорт нефти осуществляется в Казахстан. Недавно было открыто и третье направление экспорта нефти – восточное. Первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»  позволяет экспортировать нефть в Китай, а также осуществлять поставки на рынки АТР.
 
Учитывая значение нефтяной отрасли для экономики страны, Россия пытается извлечь максимальную выгоду от имеющихся ресурсов. Одной из задач в этом направлении является оптимизация транспортной системы. В частности, Россия пытается свести до минимума транзитные риски. В результате «Транснефть» реализует проект «Балтийская трубопроводная система – 2».
 
Новый нефтепровод позволит существенно снизить объемы экспорта через Украину и Белоруссию. При этом увеличится загрузка отечественного порта в Приморске. На географии экспорта это практически не скажется. Во-первых, прежний маршрут, несмотря на снижение объемов загрузки, продолжит работу. Во-вторых, перенаправленные объемы нефти будут экспортироваться на прежние рынки с загрузкой в трубопроводные системы стран-потребителей в портах северных морей, без транзитных издержек.
Еще одним важным направлением в плане повышение эффективности работы нефтяной отрасли является диверсификация рынков сбыта. В этих целях реализуется один из крупнейших проектов – нефтепровод ВСТО. Первая очередь ВСТО уже построена. Маршрут уже позволяет осуществлять трубопроводные поставки нефти в Китай, куда ранее нефть поставлялась только по железной дороге, что гораздо дороже. Также первая очередь ВСТО позволила выйти российской нефти на рынки АТР. Пока из конечной точки ВСТО-1 к терминалу на побережье Тихого океана нефть доставляется железнодорожными цистернами, однако с реализацией второй очереди ВСТО, начнутся и трубопроводные поставки.
 
Выход на рынки АТР, это не только новые возможности для сбыта российских энергоресурсов, но и снижение зависимости от европейского рыка сбыта, который ранее был практически единственным для России. В этом плане переоценить значение трубопровода ВСТО крайне сложно. Кроме того, мощная нефтяная инфраструктура на востоке страны подразумевает развитие и менее крупных проектов.
 
Строящийся нефтепровод «Заполярье-Пурпе-Самотлор» также имеет огромное значение для нефтяной отрасли страны. Новый маршрут фактически откроет новую нефтяную провинцию на севере страны. Он свяжет с действующей трубопроводной системой множество новых крупных нефтяных месторождений, что позволит России компенсировать падающую добычу на старых месторождениях. При этом «Заполярье-Пурпе-Самотлор» позволит транспортировать нефть как в западном, так и в восточном направлениях.
 
Контроль и инновации
 
Строительство новых маршрутов требует существенных инвестиций. Вместе с тем «Транснефти» необходимо внимательно следить и за действующими нефтепроводами. Возраст большинства работающих нефтепроводов превышает 30 лет, а ключевой артерии, связывающей Россию и Европу – трубопроводу «Дружба» уже 50 лет. Это подразумевает постоянный контроль за работой трубопроводов, обновление действующих маршрутов, модернизацию сетей. А это дополнительные расходы.
 
В качестве примера можно привести ответвление от трубопровода «Дружба» в Литву – в результате несвоевременного ремонта на маршруте резко увеличилось количество аварий, после чего было решено и вовсе закрыть это направление. Таким образом, поддержка работоспособности действующих трубопроводов, модернизация транспортной системы, является одной из важнейших задач для «Транснефти».
 
Огромное значение в обеспечении бесперебойной работы транспортной системы играет система контроля. «Транснефть» – это сложный огромный комплекс, состоящий из трубопроводов, насосных станций, перемычек и проч., которые зачастую должны работать в автоматическом режиме. И все это должно функционировать как единый организм.
 
Подобная система контроля, внедренная в «Транснефти» – это сложные технологические, инженерные и программные решения. Управление всем комплексом сосредоточено в одном месте – главном диспетчерском пункте «Транснефти» в Москве. Это позволяет оценить ситуацию на каждом отдельном участке трубопровода в масштабах всей системы, оперативно реагировать на внештатную ситуацию, прогнозировать развитие событий, предотвращать возможные проблемы.
 
Однако сегодня контролировать работу трубопроводного комплекса уже мало, сейчас идет работа над системой «Нефтеконтроль». Система должна будет полностью исключить возможность переработки нефти на нелегальных НПЗ, а также предотвратить «ложный» экспорт (например, когда под видом мазута вывозят нефть). За счет собственной системы контроля «Транснефть» уже сегодня предоставляет всю необходимую информацию по учету нефти и готова к внедрению «Нефтеконтроля». Как только будут решены проблемы учета нефти, транспортируемой без участия «Транснефти», система «Нефтеконтроль» сможет быть запущена. Это говорит о том, что «Транснефть» идет в ногу со временем, активно приспосабливается к меняющимся условиям и возрастающим требованиям.
 
В этом плане сегодня важнейшую роль играют новые технологии. «Транснефть» постоянно работает над оптимизацией своей системы контроля. Прежде всего, это касается разработки новых диагностических комплексов, которые позволяют более точно определять состояние всей трубопроводной системы. В частности, они учитывают изменяющиеся условия окружающей среды, эксплуатационные возможности самой трубопроводной системы, позволяют с максимальной скоростью обнаруживать повреждения системы.
 
Огромное внимание «Транснефть» уделяет ресурсосбережению. Разрабатываемая сегодня программа по энергоэффективности позволит «Транснефти» к 2015 году экономить до 15% энергии. Значительные средства выделяются средства и на природоохранные мероприятия. 
 
В целом, сегодня «Транснефть» успешно выполняет задачи, поставленные правительством РФ перед компанией «Транснефть». За счет развития нефтепроводной системы Россия выходит на новые рынки, снижает зависимость от транзитных стран, диверсифицирует поставки, осваивает новые нефтяные провинции. Одновременно «Транснефть», как крупная государственная компания, в своем развитии в полной мере соответствует принципам, которые заданы правительством РФ для всей экономики страны. Модернизация, инновации, повышение эффективности производства – эти принципы лежат в основе развития системы нефтепроводов в России.
 
Александр Шток -- директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International»

14.06.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены