На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Шаг навстречу диверсификации

Анастасия Соснова

В последнее время Россия активизировала разработки сразу нескольких крупных нефтепроводных проектов. В первую очередь это связано с тем, что Энергетическая стратегия России 2030 ставит главной задачей диверсификацию маршрутов экспортных поставок углеводородов, главным образом, за счет развития нефтепроводного транспорта и увеличения его доли в общем объеме транспортировки нефти. Развитие системы нефтепроводов крайне важно при освоении новых регионов добычи нефти. Однако диверсификация нефтепроводных маршрутов сейчас – это и шаг в ногу со временем, обусловленный стремительным ростом азиатских экономик, а также необходимостью снижения транзитных рисков в западном направлении.

Движение на Восток
 
Еще в 2002 году Китай по потреблению нефти обогнал традиционно крупнейшего потребителя «черного золота», Японию, и с тех пор спрос на нефть в Поднебесной рос, в среднем, на 7% в год. На сегодняшний день Китай является вторым по величине потребителем нефти в мире после Соединенных Штатов. При этом размер дисбаланса спроса и предложения в стране увеличивается, а значит и увеличивается потребность в импортной нефти. В 2010 году эта потребность, по оценкам составила 225,6 млн тонн, то есть почти половина добываемой нефти в РФ.
 
Таким образом, неудивительно, что ключевым проектом, который позволит экспортировать российскую нефть в восточном направлении, остается реализация нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». На текущий момент первый этап строительства ВСТО окончен. Построен и отвод нефтепровода в сторону Китая. 1 января 2011 года по нему начались коммерческие поставки нефти. В рамках второй очереди ВСТО, которая реализовывается ускоренными темпами,  предусматривается расширение пропускной способности трубопровода до 80 млн тонн – что составляет чуть более 15% сегодняшних объемов добычи нефти в РФ. Ввод ВСТО-2 запланирован на 2014 год.
 
Западный экспорт: новая альтернатива
 
Говоря о предпосылках решения России диверсифицировать экспорт, нельзя не упомянуть и пресловутые «разборки» со странами-транзитерами, бывшими союзными республиками. Как известно, основные объемы российской нефти всегда традиционно шли в Европу по нефтепроводу «Дружба». Он имеет ответвления на север - через Беларусь, Польшу, Германию, и юг - через Украину, Словакию, Чехию, Венгрию. Время от времени у России возникают разногласия по тому или иному политическому вопросу с Украиной и Белоруссией, и РФ периодически сталкивается с угрозой перекрытия нефтяного транзита через  эти государства. Естественно, это подрывало репутацию российских поставщиков в лице европейских потребителей. Не говоря уже о постоянных повышениях стоимости услуг за транзит, что оказывает негативное влияние на маржу нефтяников.
 
В связи с участившимися случаями шантажа со стороны транзитных государств, наша страна приняла на вооружение еще один проект - «Балтийскую трубопроводную систему – 2» - нефтепровод до порта « Усть-Луга» пропускной способностью 38 млн тонн (первая БТС, способная пропускать уже около 76 млн тонн нефти, соединяет западносибирские месторождения нефти с портом в Приморске). Этот маршрут является альтернативным поставкам нефти через Белоруссию на экспорт в Европу. Линейная часть строительства БТС-2 уже закончена, ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2011 года.
 
Расширение амбиций
 
Диверсификационные амбиции россиян выходят и за пределы Российской Федерации. Впрочем, строительство ВСТО и БТС-2 являются исключительной прерогативой государственной нефтетранспортной монополии «Транснефть». А вот проекты «Самсун-Джейхан» - нефтепровод, который должен пройти по территории Турции в обход перегруженных проливов Босфора и Дарданелл, и альтернативный ему же «Бургас-Александруполис» - нефтепровод, ведущий от болгарского порта в Черном море в Грецию, уже являются совместными коммерческими проектами и не ограничиваются одним лишь участием «Транснефти».
 
Еще одним уникальным проектом, который необходимо отметить, говоря о политике диверсификации, является частный нефтепровод «Каспийский трубопроводный консорциум». Маршрут КТК соединяет нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом РФ в Черном море «Новороссийск-2». Через него в 2010 году было прокачано 36,5 млн тонн нефти. 1 июля 2011 года в Атырау состоится торжественная церемония по сварке первого стыка в рамках проекта по расширению КТК. Планируется, что пропускная способность нефтепровода будет увеличена до до 67 млн. тонн нефти в год (с использованием антифрикционных присадок - до 76 млн. тонн нефти в год).
 
В целом, планы России по диверсификации экспортных маршрутов энергоресурсов достаточно глобальны. Очевидно, что для обеспечения загрузки стольких проектов, необходима активная разработка новых месторождений и модернизация технологий добычи нефти. Восточная Сибирь и Дальний Восток представляют собой обширные зачастую неразведанные кладовые ресурсов. Таким образом, политика диверсификации несет в себе еще одну важную функцию: она не только стоит на защите энергобезопасности страны, но и позволяет развивать инфраструктуру регионов, отдаленных от центра России.
 
Анастасия Соснова – аналитик агентства независимой аналитики «Инвесткафе»

29.06.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены