На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Бургас – Александруполис»: двойная игра Болгарии

Анна Анненкова

Начало июля ознаменовалось в нефтегазовой сфере заявлением главы «Транснефти» Николая Токарева о нецелесообразности участия российской стороны в проекте «Бургас-Александруполис» и поиске возможных обходных маршрутов. Таким образом, четырехлетний совместный проект России, Болгарии и Греции, на который Россия возлагала довольно серьёзные надежды, фактически на грани срыва. Очевидно, что болгарская сторона пытается вести «двойную игру»: из проекта она не выходит, чтобы не платить издержки, но финансировать проект отказывается.

Трансбалканский маршрут: начали за здравие…
 
«Бургас-Александруполис» – трансбалканский нефтепровод, основной задачей которого является разгрузка проливов Босфор и Дарданеллы и доставка российского сырья в порты Средиземного моря. Его протяжённость около 280 км, пропускная способность – 35 млн. тонн с возможностью расширения до 50 млн. тонн. В трубопровод должна закачиваться российская нефть с морского терминала в Новороссийске («Транснефть») и Южной Озеевке (КТК), в Бургасе – перекачиваться в трубопровод до Александруполиса, где вновь будет грузиться на танкеры. Строительство должно осуществлять совместное предприятие Trans-Balkan Pipeline, доля России в котором – 51%, Болгарии и Греции – по 24,5%. Стоимость работ 1,2-1,5 млрд. евро.
 
Идея прокладки такого нефтепровода появилась ещё в середине 90-х годов, и тогда же в 1995 году между Россией, Болгарией и Грецией был подписан меморандум о строительстве нефтепровода. После этого около десяти лет длились вялые переговоры, и лишь в течение второго президентского срока Владимира Путина Правительству РФ удалось договориться по существу вопроса с правительством Болгарии, которое в то время возглавлял Сергей Станишев. Соглашение о строительстве нефтепровода было подписано в марте 2007 года. Работы по прокладке трубы планировалось начать в 2008 году и закончить к 2011 году.
 
Поначалу всё шло внешне успешно – так, в мае 2007 года трёхстороннее соглашение о строительстве нефтепровода ратифицировали Государственная Дума РФ и Народное Собрание Болгарии, а в январе 2008 года был подписан трёхсторонний договор об учреждении Международной проектной компании. Однако затем с болгарской стороны началась явная пробуксовка, которую деятели болгарского правительства объясняли внутриполитической ситуацией.
И действительно, позитивные изменения в реализации проекта произошли после прихода к власти коалиционного правительства во главе с социалистами. Это дало повод оппозиции обвинять власти в «сговоре с Москвой» и «предательстве болгарских национальных интересов». В июле 2009 года на очередных парламентских выборах победила правая партия «ГЕРБ», лидер которой Бойко Борисов стал премьер-министром и сформировал однопартийное правительство. После этого содействие проекту «Бургас-Александруполис» со стороны Болгарии практически остановилось, а в мае 2010 года страна и вовсе заявила, что отказывается от участия в проекте.
 
Заморозка проекта и «невидимая рука» США
 
«Рука США» видна в проекте очень хорошо. США собираются участвовать в строительстве на территории Турции канала, параллельного Босфору (должно быть завершено к 2023 году). Канал, который свяжет Чёрное море с Мраморным и разгрузит Босфор, планируется провести рядом со Стамбулом (ширина канала 150 м, протяжённость – порядка 45 км, глубина 25 м). США как акционеру выгодна максимальная загрузка канала -- в первую очередь углеводородами. К тому же торпедирование проекта «Бургас-Александруполис» – это лишение России потенциального козыря в европейской нефтегазовой игре.
 
В этой очередной битве титанов и Болгария старается не упустить своего: наряду с объявлением об официальном выходе из проекта по сей день страна остаётся его участницей. Ведь экономически проект выгоден Болгарии – в случае запуска нефтепровода страна будет получать в качестве дивидендов как акционер, а также платы за транзит миллионы долларов. Так что страна старается не делать резких движений и предпочитает занимать выжидательную позицию. К тому же в случае выхода из проекта болгарская сторона должна будет выплатить неустойку. Соответственно, ей выгодно, чтобы российская сторона первой вышла из проекта.
 
При всём этом официальной причиной задержек выступает отсутствие положительного заключения по проекту министерства по охране окружающей среды Болгарии, считающего, что проект не отвечает всем необходимым экологическим требованиям.  По некоторым сведениям, если в срок до 23 августа проект не будет доработан, болгарская сторона всё-таки выйдет из него. В «Транснефти» официальной информацией об этом не располагают. Весной этого года Россия заявляла, что готова выкупить долю Болгарии в проекте, но София, очевидно, не будет предпринимать никаких действий (платить за участие или продавать свою долю) до окончательного заключения экспертов-экологов.
 
Что касается дальнейшего развития ситуации, то основных вариантов два: возобновление активного участия Болгарии в проекте и строительство нефтепровода по утверждённому плану либо окончательный выход из проекта болгарской стороны. Против первого варианта -- то, что в преддверии осенних президентских выборов этого года в Болгарии правому крылу политического истеблишмента потребуется поддержка. И здесь США будут очень кстати – по известному принципу «Qui pro quo» (услуга за услугу) Америка, скорее всего, поддержит правых (сторону Борисова) на выборах, а они, в свою очередь, торпедируют проект, невыгодный США. И даже если после выборов отношение Болгарии к проекту «Бургас-Александруполис» изменится в лучшую сторону, потерянное время и потерянное доверие к Болгарии будут важнейшими факторами в определении позиции России.
 
Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель»
 

18.07.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены