На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Экзамен на выдержку

Виктор Марков

В ближайшее время должна решиться судьба амбициозного некогда маршрута «Бургас – Александруполис». С легкой подачи Болгарии в третий раз отвергнуто экологическое обоснование проекта. Переговоры с болгарской стороной стали для российских участников настоящим экзаменом на выдержку и стойкость. Очевидно, что Болгария пытается выйти из проекта под предлогом его опасности для экологии, чтобы не платить неустойку другим участникам проекта - России и Греции.

Сегодня «Бургас – Александруполис» находится в подвешенном состоянии: болгарская сторона задерживает реализацию проекта. Кроме того, Болгария полностью прекратила его финансирование. В конце июня 2011 года долг болгарской стороны составлял около €7,5 млн. Вместо погашения долга болгарская сторона приняла решение о сисмовлическом увеличении уставного капитала Trans-Balkan Pipeline, оператора проекта, - на $100 тыс. Очевидно, что Россию такой подход устраивать не может. Финансировать и развивать «Бургас – Александруполис» Россия без Болгарии бессмысленно – даже при активном содействии Греции.

Закономерно, что в подобных обстоятельствах Россия теряет интерес к строительству нефтепровода «Бургас – Александруполис». Не в пользу Болгарии играет и то, что  в последние годы Москва прекратила политику неконтролируемой поддержки бывших партнеров. Тем более что действующий болгарский кабинет при принятии решений в большей степени ориентируется на Запад. Болгария даже поддержала проект, конкурирующий проекту «Бургас-Александркполис», - Albanian Macedonian Bulgarian Oil. Македонский проект находится в замороженном состоянии, но одновременное сотрудничество в двух проектах создает Софии сомнительную репутацию. Не исключено, что в «вечном отложенном выборе» Болгарии есть и коррупционная составляющая. Во всяком случае, ЕС не торопится с принятием Болгарии в Шенгенскую зону именно из-за неудовлетворительной ситуации с коррупцией в стране.
 
В случае провала проекта «Бургас – Александруполис» у российской стороны в запасе несколько вариантов транспортировки каспийской нефти в обход загруженных турецких проливов. Один из транзитных маршрутов -- нефтепровод «Самсун – Джейхан», который пройдет по территории Турции между побережьем Чёрного моря в районе Самсуна и берегом Средиземного моря в Джейхане. Длина нефтепровода составит 555 км. На начальном этапе участниками проекта» Самсун – Джейхан» являлись итальянская Eni и турецкая Calik Enerji. В октябре 2010 года было подписано соответствующе соглашение, по которому к проекту могут присоединиться «Транснефть» и «Роснефть». Сейчас Турция и Россия ведут переговоры по сотрудничеству в энергетической сфере. Основной проблемой реализации проекта является размер тарифа на прокачку нефти по нефтепроводу, а также увязывание строительства нефтепровода с Южным потоком и сотрудничеством сторон в энергоэффективности. Министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил, что, стороны взяли время на доработку проекта. По его словам, Россия и Италия готовы к подписанию соответствующего соглашения по «Самсун-Джейхан», но турецкие коллеги уточняют параметры сделки.
 
Проблемой в реализации турецкого маршрута могут стать страновые риски в случае распространения на Турцию ближневосточной нестабильности. Тариф на прокачку нефти по трубе «Самсун – Джейхан» рассчитывается на уровне $30 на 100 ткм, что не устраивает ни российскую сторону, ни других возможны игроков. Пока это условная альтернатива: проект далек от окупаемости, экономически откровенно невыгоден для нефтяных компаний.
 
Проект Albanian Macedonian Bulgarian Oil, нефтепровод, лоббировавшийся еще администрацией Джорджа Буша младшего, должен протянуться из Болгарии через Македонию и Косово до албанского порта «Влора» в Адриатическом море. Сегодня проект находится в неопределенном состоянии из-за отсутствия гарантий заполнения со стороны нефтяных компаний и нестабильности в Косово. Недостатком Македонского проекта является его протяженность и большое количество участников, что увеличивает сроки строительства, а также страновые и транзитные риски. После принятия Евросоюзом третьего энергопакета европейские энергетические проекты в целом стали рискованными. Россию этот вариант определенно не интересует.
 
Помимо трубопроводных проектов, существуют планы по расширению проливов Босфор и Дарданеллы, а также строительства нового канала, параллельного проливам.  Несмотря на низкую скорость прохождения танкеров через проливы, действующие условия (бесплатный проход судов, средняя плата за простой в ожидании и при неблагоприятной погоде, прежде всего осенью и зимой, $2-4 на 100 ткм) по-прежнему остаются самыми конкурентоспособными. Транзитные расходы в проливах кратно ниже планируемой платы за транспортировку по маршруту «Самсун – Джейхан». За строительство нового параллельного канала выступают США, поскольку существующие проливы создают препятствия для прохождения военного флота в Черное море. Однако Турция не заинтересована в новом канале, так как потеряет контроль, пусть и неполный, над проливами. Реализация проектов, связанных с расширением и строительством параллельных проливам каналов, находится под большим вопросом и зависит от позиции США. Сейчас американская экономика находится в сложном положении, поэтому строительства новых каналов в ближайшие годы ожидать вряд ли стоит.
 
Пока российская сторона определенно не намерена выходить из соглашения по нефтепроводу «Бургас – Александруполис». По крайней мере, выходить первой. Болгария будет стараться всячески затянуть реализацию проекта: кроме экологических проблем, найдутся и другие несоответствия – если поискать. Но и в этом случае российскому представителю в Trans-Balkan Pipeline, компании «Транснефть», надо проявить выдержку. Всем участникам проекта должно быть очевидно, что именно болгарская сторона, реально отказывающаяся от проекта, должна понести все издержки его возможного прекращения.
 
Виктор Марков - старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»
 
Источник: Финам. инфо

22.07.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены