На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Сарматия»: проект несбыточных надежд

Елена Прядёхина

Кабинет министров Украины поручил Министерству энергетики и угольной промышленности рассмотреть возможность транспортировки нефти в Польшу через Беларусь, используя нефтепровод «Одесса–Броды». Таким образом, лидеры Украины и Польши пытаются реинкарнировать проект «Сарматия», который был благополучно забыт в течение последних лет из-за его высокой стоимости и нерентабельности.

«Одесса – Броды»: печальный опыт белорусского партнерства
 
Нефтепровод «Одесса – Броды» строился на протяжении 1996—2002 годов по инициативе украинской стороны в надежде повысить энергонезависимость Европы от Украины, а также заработать на транзите каспийского «черного золота» в Европу. Предполагалось, что впоследствии будет проложена труба из Брод до польского Плоцка, который уже соединён нефтепроводом с Гданьском. Однако все пошло не по украинскому сценарию. То ли в Киеве забыли договориться с каспийскими странами об использовании ими нового маршрута транспортировки нефти, то ли Азербайджан, Казахстан и Туркменистан не были готовы к участию в проекте. В результате с 2002 по 2004 год нефтепровод простаивал. Поэтому Украине пришлось, чтобы хоть отчасти окупить свои расходы, с 2004 года транспортировать российскую нефть в реверсном режиме на экспорт из Одессы.
 
Ситуация была вполне благоприятной, пока в феврале 2011 года Белоруссия не решила диверсифицировать поставки энергоресурсов и не ввязалась в известную схему поставок азербайджано-венесуэльской нефти. Для доставки «черного золота» Минску потребовался маршрут. Пообещав «золотые горы», Лукашенко удалось уговорить Януковича развернуть нефтепровод «Одесса – Броды». В итоге с февраля по май на Мозырский НПЗ было поставлено около 590 тыс. тонн легкой нефти марки Azeri Light. До конца года объем прокачки для завода должен был достичь 1,6-1,7 млн тонн. Но в июне предприятие из-за валютного кризиса в Белоруссии приостановило работу.
В конечном счете реализация амбиций Минска обернулась для соседней Украины большой проблемой: «Одесса – Броды» работает далеко не на полную мощность, надежность белорусских партнеров тает на глазах. Именно поэтому Украина инициировала новую волну интереса к совместному с Польшей проекту «Сарматия».
 
«Сарматия» и украинско-польские мечты
 
ООО «Сарматия» было создано в 2004 году в результате объединения украинского нефтетранспортного предприятия «Укртранснафта» и польского PERN Przyjaеv. Свое имя проект получил от античного названия местности, расположенной между Вислой и Волгой. В 2007 году к консорциуму присоединились нефтяные и нефтегазовые компании Азербайджана, Грузии и Литвы. На сегодняшний день Азербайджан, Грузия, Польша и Украина имеют примерно по 25% акций предприятия, Литва - 1%.
 
Планы у инициаторов «Сарматии» претенциозны: довести украинский нефтепровод до польского Плоцка, где расположен крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод. Участники проекта не захотели обделять и Литву, поэтому по плану вторая ветка нефтепровода должна пойти в порт Клайпеда. Создатели «Сарматии» заявляли еще и о строительстве подводки каспийской нефти до нефтеперерабатывающего завода в литовском Мажейкяе. Однако эти обещания явно не соответствуют реальному положению дел в портах. Для переработки каспийской нефти с другими качественными характеристиками потребуется технологическая переналадка портового оборудования и в Плоцке, и в Мажейкяе. Кроме того, порт Гданьск нужно будет оснащать инфраструктурными объектами. А это огромные финансовые вложения. Но главной проблемой, которая ставит под сомнение весь проект «Сарматия», является ненадежность поставок нефти из Азебайджана.
 
Дело за малым: найти нефть
 
В настоящее время инициаторы проекта достройки нефтепровода «Одесса – Броды» рассчитывают в первую очередь на азербайджанское сырье. Однако ресурсы нефтяной государственной компании Азербайджана (ГНКАР) не безграничны, а экспортных маршрутов и так немало. По подсчетам экспертов, даже в период, когда наступит пиковая добыча нефти на главном нефтяном месторождении страны «Азери-Чираг-Гюнешли», объемы потенциального экспорта все равно не смогут заполнить существующие транспортные мощности. А через несколько лет неминуемо наступит период упадка азербайджанской нефтедобычи.
 
Заявленная пропускная способность трубы «Одесса — Броды», используемой в аверсном режиме, составляет 4 млн тонн нефти в год. При создании украинско-польского маршрута предполагается выйти на уровень прокачки до Гданьска 14 млн тонн. Это откровенно маловероятно. Если сейчас Баку может себе позволить поставлять заявленные объемы, то уже в  ближайшем будущем у Азербайджана не останется свободных ресурсов для заполнения сразу всех экспортных нефтепроводов. Гипотетически по нефтепроводу «Одессы-Броды-Гданьск» могла бы течь казахская нефть. Были даже предприняты некоторые попытки переговоров, однако пока Астана не выказала никакого интереса к проекту.
 
Так что участникам проекта, скорее всего, придется договариваться с Азербайджаном. Президент страны, вероятно, займет выжидательную позицию и постарается оценить,  будет ли на самом деле выгоднее продавать прикаспийскую нефть другим путем. По существу все зависит от того, сколько Польша будет готова заплатить Азербайджану. В любом случае без ресурсов ГНКАР строительство нефтепровода «Одесса-Броды-Гданьск» не имеет смысла. Не менее острым вопросом остается сырьевая база проекта: несмотря на периодически раздающиеся оптимистические заявления о перспективах развития нефтедобывающей промышленности Азербайджана, реальные возможности старейшего нефтяного района бывшего СССР довольно ограничены.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

26.07.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены