На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Нефтепроводы постсоветского периода

Александр Шток

После распада СССР многие республики столкнулись с проблемами в экономическом развитии. Страны не смогли поддерживать доставшуюся им в наследство от союзного государства инфраструктуру. Сильный удар был нанесен по нефтепроводной отрасли. Не имея собственной сырьевой базы, бывшие республики вынуждены были стать транзитерами. В свою очередь, российская нефтепроводная отрасль смогла не только сохранить былое величие, но и преумножить его за счет запуска крупнейших проектов, позволивших в несколько раз расширить географию экспортных направлений.

Нефтепроводная история с кавказскими корнями
 
История нефтепроводного транспорта РФ берет свое начало еще в конце XIX века. Первые нефтяные промыслы в России начали развиваться в районе Баку и Грозного. Соответственно, там же появились и первые нефтепроводы. Изначально это были небольшие нефтепроводы, по которым нефть транспортировалась из промысловых регионов до ближайшего города. Длина первого нефтепровода составляла всего 10 км, а мощность не превышала 0,47 млн. тонн в год.
 
Несмотря на явные преимущества нефтепроводного транспорта, которые стали очевидны после запуска первых трубопроводов, развитие нефтепроводной системы в России шло медленно. Владельцы железных дорог, которые занимались перевозкой нефти, имели мощное лобби в правительстве, что тормозило развитие трубопроводного транспорта. К 2014 году в России было построено лишь около 1,2 тыс. км. нефтепроводов. Для сравнения – в США к этому году протяженность нефтепроводов составляла уже 14 тыс. км.
 
Первая мировая война, революция, гражданская война не способствовали развитию нефтяной промышленности в целом и трубопроводного транспорта, в частности.  В результате до 1926 года строительство магистральных нефтепроводов практически не велось. Однако необходимость в эффективной транспортировки нефти была очевидна, особенно после возобновления роста объемов нефтедобычи. В результате в 30-40 годы ХХ века возобновилось активное строительство нефтепроводов на юге России. Основной целью была доставка нефти к берегам Черного и Каспийского морей.
 
Также в начале 30-х годов началась добыча нефти на территории Казахстана, что способствовало началу развития нефтепроводного транспорта и в этом регионе. В 40-е годы были открыты нефтяные месторождения в Башкирии, началось активное освоение территорий между Волгой  и Уралом. Развитие именно волго-уральского бассейна стимулировала начавшаяся Великая Отечественная война, практически полностью разрушила трубопроводную систему на юге России. 
 
Ориентация - экспорт
 
В послевоенные годы именно волго-уральский бассейн стал ключевым для нефтяной отрасли. Регион довольно быстро «оброс» целой сетью магистральных нефтепроводов. Отсюда нефть стала направляться как в европейскую часть страны, так и на восток. В частности, были построены нефтепроводы в Новосибирск и далее в Иркутск. Была построена ветка на север – в Пермь. Одновременно восстанавливалась транспортная сеть на юге страны, где были восстановлены трубопроводы «Баку-Супса», а также сеть нефтепроводов в республиках Северного Кавказа и на черноморском побережье России. Это был один из наиболее активных этапов развития трубопроводной системы в СССР. Если к 1950 году общая протяженность нефтепроводов в стране составляла 5400 км, то уже через пять лет эта цифра почти удвоилась.
 
Между тем, объемы нефтедобычи в стране стремительно росли, началась добыча в Казахстане и Туркмении, открывались новые месторождения в Западной Сибири. В результате было принято решение построить первый экспортный нефтепровод – «Дружба», по которому нефть транспортировалась в Польшу, Чехословакию, Венгрию, ГДР. Две ветки трубопровода были построены к 1966 году. Нефтепровод и сейчас является одним из основных экспортных маршрутов. Таким образом, в 60-е годы прошлого века в СССР появилось очертание современной нефтепроводной системы.
 
В 70-е годы нефтяная отрасль «углубляется» на север страны.  Нефтяные разрабатываются все более труднодоступные месторождения, расположенные в условиях крайнего севера. Для доставки нефти в европейскую часть СССР строится нефтепровод «Уса-Ухта-Ярославль». Ввиду того, что нефть в Казахстане и Туркмении добывается преимущественно у каспийского побережья в небольших объемах, возникает необходимость в обеспечении топливом удаленных регионов этих республик. В этих целях строится нефтепровод из России через Казахстан и Узбекистан в Туркмению: «Омск-Павлодар-Чимкент-Чарджоу». По нему сибирская нефть идет на восточные нефтезаводы Казахстана и Туркмении.
 
К середине 80-х годов нефтепроводная система СССР была практически сформирована. Фактически шла достройка и модернизация уже существующих маршрутов. Нефть добывалась преимущественно в Западной Сибири, волго-уральском бассейне и Азербайджане. Основными экспортными коридорами были Белоруссия – в центральную Европу, черноморское побережье – на южные европейские рынки, и прибалтийские порты – на север Европы.
 
Распад СССР и первые жертвы
 
К 1990 году в СССР работала нефтепроводная система общей протяженностью свыше 70 тыс. км. Управление магистральными нефтепроводами осуществляла Главтранснефть. С распадом СССР строительство новых нефтепроводов было заморожено. Сама трубопроводная система оказалась на территории 15 новых государств. Единая система управления нефтепроводами осталась только в России, она контролировала около 50 тыс. км. нефтепроводов.
 
Проблемы в экономике новообразованных государств затормозили развитие нефтяной отрасли в целом. Только к концу 90-х годов, когда нефть на мировых рынках начала дорожать, у стран СНГ появилась возможность привлечь инвесторов в нефтяную отрасль.
 
В результате Азербайджан начал строительство нефтепровода в Турцию для дальнейшей транспортировки нефти в Европу. Туркмения и Казахстан начали искать возможности выхода на китайский рынок. В то же время Казахстан совместно с Россией в начале двухтысячных годов, реализовал проект КТК – нефтепровод, транспортирующий казахстанскую нефть в российские порты и далее в Европу.
 
Однако большинство стран СНГ не имело собственной ресурсной базы, поэтому оставшиеся в наследство СССР нефтепроводы, они лишь поддерживали в рабочем состоянии, для обеспечения поставок нефти из России или Азербайджана. Впрочем и это удается не всегда, например, ответвление от нефтепровода «Дружба» в Прибалтику было закрыто в связи с изношенностью маршрута.
 
Попытки построить самостоятельную нефтепроводную систему в таких странах пока безуспешны. В частности, Украина уже много лет пытается запустить собственный транзитный маршрут, однако работа нового трубопровода по-прежнему зависит от российских поставок.
 
Выживает только сильнейший
 
В то же время российская компания «Транснефть», получившая в наследие от Главтранснефти нефтепроводную сеть, в настоящее время активно реализует собственные трубопроводные проекты. Это позволит России уже в ближайшем будущем снизить зависимость от транзитных государств, а экспорт нефти осуществлять чрез собственные порты. Поэтому, если Украина не найдет ресурсную базу, ее новый нефтепровод может полностью остановиться.
 
В схожем положении находится и Белоруссия, через территорию которой пока идет основной поток экспорта российской нефти в Европу. С вводом новых трубопроводов в России, а именно БТС-2, объемы транзита нефти через Белоруссию резко сократятся.
 
Помимо решения проблемы транзита, «Транснефть» работает над диверсификацией рынка поставок. В частности, уже построен мощный трубопровод в Китай, который будет продолжен до восточного побережья страны с выходом на рынки стран АТС. Кроме того, «Транснефть» строит перемычку «Заполярье – Пурпе – Самотлор», которая позволит перенаправлять экспортные потоки с западного на восточное направление и наоборот.
 
Одновременно «Транснефть» продолжает активно сотрудничать со странами Каспийского региона. В частности, компания поддерживает в рабочем состоянии нефтепровод из Азербайджана, который позволит в случае необходимости возобновить транспортное сотрудничество в полном объеме. Также достигнуты договоренности с Казахстаном о расширении трубопровода КТК, что позволит вдвое увеличить объемы транспортировки казахстанской нефти в российские порты.
 
Очевидно, что Россия продолжает оставаться ключевым государством на территории постсоветского пространства в сфере транспортировки нефти. Госкомпания «Транснефть» не только поддерживает и развивает собственную сеть нефтепроводов, но и продолжает снабжать топливом большинство бывших республик СССР, а значит, поддерживает в рабочем состоянии и нефтепроводную систему многих стран СНГ. Также «Транснефть» продолжает сотрудничать с нефтедобывающими республиками, развивая уже совместную сеть нефтепроводов.
 
Александр Шток -- директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International»

05.08.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены