На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: мультипликатор инноваций

Александр Дармин

Строительство нефтепровода ВСТО – это важный шаг в развитии российской нефтегазовой отрасли, который позволяет открыть для российской нефти рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и закрепиться на Дальнем Востоке. Помимо этого, нефтепровод выполняет огромную символическую роль, связывая несколько частей страны, как некогда БАМ, и доказывая, что современной России под силу самые амбициозные проекты. Но об этом пишут часто, порою забывая, что ВСТО – это настоящий полигон для внедрения новых технологий.

Необходимость внедрения новых технологий обусловлена рядом особенностей строительства и функционирования системы.
 
  • Нефтепровод ВСТО, имея длину более 4000 километров, проходит по разнообразным ландшафтам и природным зонам, каждая из которых характеризуется своими температурами, составами почв и наличием водных ресурсов. Чтобы выдержать воздействие температур, негативного влияния климата и любых капризов природы, необходимо было создавать новый проект с новыми характеристиками, а не использовать только опыт СССР. 
  • Важно, что нефтепровод строится не на пару лет, а должен функционировать ближайшие десятилетия без серьезного ремонта и обновления. Использовать старые методы ремонта, такие как вырезка «катушки»(куска трубы) и замена ее на новую с остановкой прокачки, в условиях экспортных договоренностей с другими странами, не представляется возможным. 
  • Не будем забывать и об объеме нефти, который необходимо прокачивать по ВСТО – 80 миллионов тонн в год. Все это нужно делать без увеличения диаметра трубы, и достигается установлением давления в 14 Мпа, чего в российской практике еще не было. Соответственно, и трубы должны быть готовы к такому испытанию.
 
Проект – уникальный во всем
 
Слово «уникальный» для проекта ВСТО вполне оправдано самим нефтепроводом. Общая длина ВСТО – около 5 000 км, только первого этапа – 2694 км. Четверть трассы приходится на скальные грунты, свыше 20 % – на вечную мерзлоту, каждый десятый километр – болота, поймы рек, мари. Трубопровод пересекает 530 водотоков, в том числе Усть-Илимское водохранилище, такие многоводные реки, как Ангара, Алдан, Чульман, Лена и др. Нужно строить инфраструктуру и дороги, дороги и дороги. Все это – на фоне сложнейших природно-климатических условий Восточной Сибири при практически полном отсутствии дорог, линий электропередачи, удаленности от населенных пунктов.
 
Эксперты подчеркивают, что эта нефтепроводная система настолько уникальна, что ее эксплуатационные параметры выходят за рамки действующих ГОСТов и СНИПов и регулируются специально разработанными и внедренными техническими требованиями (регламентами ОАО «Транснефть»). В целях повышения надежности нефтепровода ВСТО разработаны специальные технические требования на основные виды оборудования: запорную, регулирующую и предохранительную арматуру, насосное оборудование, камеры запуска и приема средств очистки и диагностики, фильтры-грязеуловители. Интересно, что соответствовать им смогли, в большинстве случаев, только российские производители – они сумели быстро перестроить производство под крупного заказчика.
 
Инновации и еще раз инновации
 
Инновации, применяемые при строительстве нефтепровода можно разделить на те, что применяются:
 
  • при проектировании магистрального нефтепровода,
  • при строительстве самого объекта,
  • при эксплуатации. 
Новации в проектировании нефтепровода – это разработка маршрута следования трубы ВСТО, по местам, где, часто, действительно не ступала нога человека. Специально для уникального трубопровода были разработаны технические решения для строительства подводных переходов, при пересечении с автомобильными и железными дорогами и с высоковольтными линиями. Создатели и инженеры отмечали, что компании пришлось потрудиться, чтобы не превысить темпы ожидания нефтепровода и его стоимость. Строить можно где угодно и что угодно, но стоить это будет слишком дорого. Чем не новация для России – избежать дополнительных трат еще на этапе проектирования?
 
На этапе строительства использовались трубы особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла ударной вязкости, стойкости к растрескиванию. Нефть химически агрессивна, и кроме того, стальные трубы подвержены воздействию блуждающих электрических токов, поэтому их необходимо защитить от коррозии. Защита обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях. Помимо классической заводской изоляции труб, при прокладке ВСТО предлагается использовать и активную электрохимическую защиту. Эта защита осуществляется с помощью изолирующих монолитных муфт, которые электрически отделяют трубопровод от объекта незащищаемого, заземленного или имеющего собственную систему ЭХЗ, а также секционируют трубопровод, проходящий в зонах воздействия блуждающих токов. Конечно, для обычных людей это может казаться довольно сложным процессом, но он позволяет исключить любое воздействие на трубопровод, особенно в местах прохода трубы у электрофицированных железнодорожных переездов.
 
Сварка секций нефтепровода ведется с применением автоматических сварочных комплексов – «P600» от CRC-Evans Pipeline International, PWT от Pipe Welding Technology spa и другие. К сожалению, констатируют специалисты, пока российские производители не могут обеспечить необходимый уровень сварки своими аппаратами, поэтому приходится использовать иностранную продукцию. По сути, это сегодня на объектах работают самые передовые технологии в области сварки, а с помощью сварочных аппаратов, которые держат в руках сварщики, обозначаются сугубо символические стыки, фиксируемые “для истории”. Контроль качества сварки проводится автоматической ультразвуковой установкой с выдачей заключения на бумажных носителях и в электронном виде. Полуавтоматическая сварка контролируется рентгеновскими аппаратами, дубль-контроль – ультразвуковыми. Укладка участка нефтепровода завершается его испытанием на герметичность.
 
Сейсмичность некоторых участков, по которым прокладывается трасса, свыше 9 баллов, что потребовало применения соответствующих технических решений. Так, в конструкции трубопровода есть и система контроля сейсмических воздействий. Сейсмостанции расставлены в зоне максимальной сейсмической активности и объединены в сеть единой системой сбора-обработки информации. Такая расстановка позволяет вести сейсмический контроль на участках пересечения трубопровода с естественными и искусственными преградами в 9-балльной зоне и зонах активных тектонических разломов. Подобных вещей не делают ни на одном трубопроводе в мире, но нигде нет такой трубы.
 
А что по поводу инноваций в эксплуатации нефтепровода? Еще одна новация системы ВСТО заключается в «безлюдной технологии» управления процессами, многократно повышающей уровень промышленной и экологической безопасности. Эта технология позволяет не только регулировать перекачку нефти, но и оперативно локализовать место возможной аварии, перекрывая соответствующие насосы и задвижки, а также проводить внутритрубные исследования технического состояния трубопроводов, существенно снижая временные и финансовые затраты на проведение этих процедур. Контроль ведется в режиме реального времени из территориального диспетчерского пункта с помощью средств телемеханизации без непосредственного участия специалистов на местах, что адекватно – на 5000 километров людей не напасешься.
 
Так, например, система обнаружения утечек базируется на параметрической динамической модели нефтепровода. В качестве исходных данных используются параметры, поступающие по системе телемеханики. Для работы СОУ устанавливаются датчики давления на всех линейных узлах и расходомеры на узлах камер пуска-приема средств очистки и диагностики. Дополнительно по всему нефтепроводу предусматривается применение системы диагностики «по волне давления». Датчики давления подключаются к модулям СОУ контроллеров линейной телемеханики.
 
Эти контроллеры устанавливаются в пункте контроля и управления вблизи линейных задвижек, а датчики давления и сигнализаторы прохождения скребка на подземной части – в типовых колодцах. Вся информация с линейного пункта поступает в режиме онлайн на сервер телемеханики нефтеперекачивающей станции, откуда передается в территориальный диспетчерский пункт и далее в центральный диспетчерский пункт ООО «Востокнефтепровод» (Братск) и центральный диспетчерский пункт ОАО АК «Транснефть» позволяя отслеживать все необходимые параметры трубопроводов и, при необходимости, оперативно принимать решения. Таким образом, должна будет полностью исключена возможность переработки нефти на нелегальных НПЗ, а также предотвратить «ложный» экспорт (например, когда под видом мазута вывозят нефть).
 
Новейшие технологии – залог долгой жизни ВСТО
 
В процессе реализации проекта ВСТО уже реализуются новые решения, направленные на повышение эффективности и безопасности транспортировки нефти, такие как создание многоуровневой системы защиты нефтепровода. В систему включены как локальные системы противоаварийных защит уровня НПС (системы автоматизации технологических объектов, системы пожаротушения, пожарной сигнализации, контроля и управления оборудованием узлов запорной арматуры), так и распределенные системы, работающие на основе гидродинамической модели нефтепровода.
 
Удивительно, но «Транснефть» даже начала выращивать мидий и ламинарий в порту Козьмино и вовсе не для того, чтобы продавать их в местные рестораны. Ферма для разведения морских гидробионтов в порту была создана прошлой осенью для мониторинга состояния воды в конечной точке ВСТО, так как моллюски являются природным фильтром воды. Таким способом пользуются при определении чистоты воды для крупных городов – если животные и растения растут и размножаются, то экологам можно не беспокоиться. Судя по тому, как быстро растут эти морепродукты в «Козьмино», для экологов работы на промышленном объекте не много. А ведь помимо этого, компания предварительно создает план по переходу каждого водного перехода и использует варианты, исходя из того, с какой проблемой придется столкнуться при строительстве.
 
Перечислить все инновации довольно сложно, ведь для такого протяженного нефтепровода, эксплуатируемого на таких расстояниях, новые технологии идет под пометкой «необходимые». Важно то, что в компании осознают, что на опыте и багаже строителей СССР далеко не уехать, а даже последние разработки нуждаются в пересмотре и улучшении. Известно, что строители трубопроводов в том же Иране взяли на вооружение ряд новаций ВСТО. А раз так, то заказы получат те, кто эти инновации внедрил. Вполне справедливо. Думается, что с таким подходом можно ожидать, что ВСТО сможет прослужить гораздо дольше всех известных сегодня нефтепроводов – ведь при его возведении используются только новейшие технологии.
 
Александр Дармин – главный редактор портала TopNeftegaz.ru

12.08.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены