На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Где нефтепровод – там жизнь»

Анатолий Безверхов

Сегодня «Транснефть» воплощает в жизнь четыре серьезнейших проекта: ведется расширение ТС ВСТО-1, полным ходом идет строительство ТС ВСТО-2, завершается реализация БТС-2, в кратчайшие сроки сооружается нефтепровод «Пурпе – Самотлор». При этом все данные проекты осуществляются в сложнейших природно-климатических условиях. Еще никогда в своей истории компания не строила одновременно так много стратегически важных объектов, роль которых в обеспечении экономической независимости России и развитии регионов страны невозможно переоценить. О том, как проводятся эти масштабные работы, с какими трудностями приходится сталкиваться строителям рассказал вице-президент ОАО «АК» «Транснефть» Анатолий Безверхов.

Анатолий Александрович, проекты компании имеют не только экономическое и геополитическое значение. Безусловно, они направлены на решение стратегических государственных задач. А что конкретно нефтепроводы дают обычным людям?
 
Если говорить о стратегии, то для всех проектов компании «Транснефть» основной целью является обеспечение энергетической безопасности страны за счет диверсификации, т. е. создания нескольких стратегических направлений потоков транспортировки нефти. Эта система позволяет государству через ОАО «АК «Транснефть» выполнять оперативное управление грузопотоками при изменении потребностей рынков или политической ситуации. А в геополитическом и внешнеэкономическом ключе – это расширение присутствия России на динамично развивающихся мировых рынках.
 
Важно отметить, что реализуемые компанией проекты, такие как «Восточная Сибирь – Тихий океан», «Балтийская трубопроводная система –2», «Заполярье – Пурпе – Самотлор», представляют собой принципиально новые направления развития, новые мощности, а не расширение заложенной ранее инфраструктуры. За последние 10 лет протяженность трубопроводов компании увеличилась почти на 7 тыс. км.
 
Трубопроводные проекты вовлекают новые регионы добычи, обеспечивая загрузку и развитие нефтеперерабатывающих предприятий и местных производств. Затрагивается практически вся российская промышленность, поскольку свыше 90 % оборудования и материалов, применяемых при строительстве объектов, – отечественного производства.
 
Первостепенная роль «Транснефти» заключается в создании трубопроводной инфраструктуры, дающей мощный импульс для комплексного всестороннего роста экономики регионов и государства в целом. К примеру, необходимость обеспечения объектов трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» электроснабжением явилась стимулом для развития региональных электрических сетей в Восточной Сибири и Якутии.
 
В рамках проектов «ВСТО-1» и «ВСТО-2» электросетевыми компаниями построено около 800 км высоковольтных линий, в том числе Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майя, Сунтар – Олекминск. Это позволило обеспечить электроэнергией не только промышленные объекты региона, но и многие населенные пункты, например г. Олекминск, электроснабжение которого долгое время осуществлялось от дизель-генераторов.
 
Порой приходится слышать вопрос: а что же дает нефтепровод местным жителям? Ведь строительство ведется быстрыми темпами, а количество рабочих мест на новых НПС не так велико. На подобный вопрос можно задать другой: а что дает строительство дорог?
 
Приходят строители – появляется жизнь, вокруг трассы нефтепровода развивается инфраструктура: прокладываются новые дороги, поселки, строится жилье, гостиницы, торговые центры, социальные объекты – детские сады и школы, медицинские учреждения… Сейчас большинство поселков, вблизи которых проходит трасса ВСТО, просто не узнать – открылись магазины, кафе, досуговые центры, спортивные комплексы. С появлением рабочих мест и инфраструктуры в регионы возвращается жизнь, появляется уверенность в завтрашнем дне. Но самое главное –у людей качественно меняется сознание: появляются стимулы учиться, развиваться, стремиться к лучшему. Можно смело утверждать: где нефтепровод –там жизнь.
 
Мультипликативный эффект от реализации проектов «Транснефти» ощущается буквально в общегосударственном масштабе – сотни тысяч людей заняты на производствах, обеспечивающих компанию оборудованием и материалами.
 
Очень непросто сказать, сколько конкретно людей вовлекается в реализацию проектов. К примеру, на проектах «ВСТО-1» и «ВСТО-2» непосредственно в производстве работ постоянно задействовано около 15 тыс. строителей и более 5 тыс. единиц техники. На объектах трудились работники «Транснефти», подрядных организаций, представители технического и авторского надзора, проектных организаций. И это далеко не все...
 
На проект работали металлургические комбинаты, трубопрокатные заводы, предприятия по производству задвижек, насосов, кабельно-проводниковой продукции, железнодорожные подразделения, автопредприятия, железобетонные заводы и т. д., технологи, инженеры, разрабатывающие оборудование, – это сотни тысяч людей.
 
При реализации проекта «ВСТО-2» возникли некоторые незапланированные сложности. В частности, проблема с некачественными венгерскими задвижками. В прессе активно обсуждалась вероятность более позднего завершения строительства. Что Вы могли бы сказать о перспективах ввода магистрали?
 
Нельзя не отметить: в России в последние годы буквально бум развития трубопроводного транспорта. Реализован целый ряд крупных нефте-, газо-, продуктопроводных проектов: не только «Транснефтью», но и предприятиями «Газпрома», нефтяными компаниями.
 
Столь значительные объемы строительства потребовали единовременных объемных поставок, а это сотни тысяч тонн трубы, запорной арматуры...Действующие мощности российских профильных предприятий не всегда могли освоить необходимые объемы производства, поэтому в ряде случаев возникала необходимость в импортных поставках.
 
К сожалению, с поставленными на инвестиционные объекты ТС ВСТО, БТС, МН «Пурпе – Самотлор» шиберными задвижками венгерского производства, действительно, были проблемы. Компания выявила их несоответствие техническим требованиям и в настоящее время заводом-изготовителем проводится работа по замене бракованных шиберов.
 
Что же касается псевдокомпетентных комментаторов, которые пытаются заявлять в СМИ, что якобы «Транснефть» использовала предлог поставки некачественных задвижек, чтобы отказаться от запланированных сроков ввода объектов, то мы их не порадуем. Компания приняла на себя обязательства и выполнит их. Сроки завершения строительства ТС ВСТО-2, как, впрочем, и других проектов, остаются неизменными.
 
Не секрет, что трубопроводные магистрали, открывая принципиально новые экспортные направления, обеспечивают укрепление позиций России, рост ее экономической независимости. Все это, конечно, не вызывает восторга у наших оппонентов на международной арене, да и у внутренней оппозиции. Как следствие –заказные публикации в СМИ, выступления «экологов», зачастую приходится сталкиваться с
откровенной предвзятостью, ангажированностью, спекуляциями. На все эти выпады «Траснефть» готова выставить свои главные аргументы – высокие темпы строительства, качество, экологическую безопасность.
 
Анатолий Александрович, в мае успешно завершена сварка линейной части нефтепровода «Пурпе – Самотлор». Расскажите о специфике этого маршрута? Какие задачи еще предстоит решить для обеспечения сдачи нефтепровода в эксплуатацию в запланированные сроки?
 
Магистральный нефтепровод «Пурпе – Самотлор» является составной частью единой трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Реализация этого проекта позволит привлечь в систему ОАО «АК «Транснефть» нефть новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края.
 
Эти крупнейшие нефтеносные провинции на ближайшие десятилетия обеспечат поставки сырья на нефтеперерабатывающие заводы нашей страны, а также на внешние рынки, в том числе по системе ВСТО в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
К настоящему времени строительство линейной части нефтепровода «Пурпе –Самотлор» завершено, выполняются гидравлические испытания и диагностика нефтепровода, ведутся работы по обустройству узлов линейных задвижек нефтепровода, камер приема и пуска средств очистки и диагностики.
 
Что касается особенностей маршрута, нельзя не отметить: при относительно небольшой общей протяженности нефтяной магистрали (430 км) она далеко не простая, природные условия создают немало серьезных проблем.
 
Если при строительстве трубопроводов ВСТО-1 и ВСТО-2 мы столкнулись с очень сложной геологией на фоне экстремально низких температур, то у нефтепровода «Пурпе –Самотлор» при столь же низких температурах есть и своя характерная черта: он пересекает крайне заболоченную местность. Обводненность сохраняется практически на всем протяжении трассы. Фактически основные работы можно вести только в осенне-зимний период, в остальное время – подготовительные.
 
Несмотря на существующую в регионе технологическую транспортную сеть, созданную нефтяниками и газовиками, добраться непосредственно к участкам строительства порой бывает довольно сложно.
 
Глубина отдельных болот достигает 9–12 м, и даже в зимний период они промерзают не полностью. Под образующейся ледяной коркой болота продолжают «жить», выводить на них тяжелую многотонную технику рискованно, лед может не выдержать. Решать эту проблему приходилось путем устройства вдольтрассовых лежневых дорог, причем в два-три наката.
 
Повышенная обводненность усложняла и разработку траншеи, а моментально заполняющую ее воду приходилось постоянно откачивать даже при сильных морозах.
 
Все это, конечно же, тормозит строительство, однако и эти факторы можно нивелировать, если по-настоящему эффективно использовать подготовительный период – формировать сварочно-монтажные колонны, завозить трубу, материально-технические ресурсы, горюче-смазочные материалы, создавая определенную базу для «атаки». И в 2010 году мы с этим справились: ни поздний приход зимы (декабрь), ни очень ранняя для этих мест весна (апрель) не нарушили наших планов.
 
В настоящее время завершаются и основные работы на объектах НПС «Пурпе», «Вынгапур», «Самотлор», где ведется возведение резервуарного парка, зданий и сооружений, устройство внутриплощадочных сетей и
кабельных эстакад. Выполняются работы по монтажу электротехнического оборудования и автоматики.
 
В целом строительство идет с опережением, почти в 1,5 раза, установленных Правительством Российской Федерации сроков, что позволяет планировать ввод магистрального нефтепровода в декабре 2011 года вместо предусмотренного ранее 2012 года.
 
Проект «Заполярье – Пурпе», судя по всему, будет не менее сложным. Ведь «Транснефти» до сих пор не приходилось прокладывать нефтепроводы в зоне вечной мерзлоты. Возможно, компании пригодится опыт Трансаляскинской системы?
 
Да, действительно, сооружение магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» самый северный проект компании. Значительная часть его (около трети) проходит за Северным полярным кругом, где практически «лунный» пейзаж –тундра с карликовыми деревцами, бесконечные болота. В таких условиях нам пока работать не приходилось. Предстоит выполнить и сложнейший переход через р. Таз, которая в половодье разливается по тундре на 25–30 км. Здесь нужны взвешенные технические решения.
 
Реализации любого проекта предшествуют натурные исследования районов строительства, инженерные изыскания. Они показали, что геологические условия в этих местах очень неоднородны. Значительные участки нового нефтепровода пройдут по вечной мерзлоте, но это грунты со стабильными характеристиками, куда проблемнее так называемые нестабильные грунты, например мелкольдистые: в какой-то год они сохраняются в замерзшем состоянии, а буквально на следующий, при потеплении на несколько градусов, лед превращается в желеобразную массу, соответственно, теряя при этом несущую способность. Скорее всего, мы остановимся на варианте надземной прокладки трубы в теплоизоляции на свайных основаниях.
 
Традиционные подходы не годятся и при сооружении НПС. Сейчас мы работаем над проектами нового типа станций, предусматривающего, в частности, более компактные производственно-промышленные зоны, поскольку экстремальный температурный режим не позволяет размещать значительную часть оборудования на открытых площадках. Проектировщикам надо как следует поработать и над решениями по применению различных типов опор, и над методами их термостабилизации.
 
Проектными институтами компании разработаны основные технические решения и ряд специальных технических требований к оборудованию, производству строительно-монтажных работ и эксплуатации объектов линейной части и НПС – трубам, соединительным деталям, металлоконструкциям резервуаров, их тепловой изоляции, насосным агрегатам, регулирующей и запорной арматуре, фундаментам, опорам и т. д.
 
При подготовке к реализации проекта мы, безусловно, изучали имеющийся опыт, в том числе мировой, по строительству трубопроводов и их последующей эксплуатации в схожих условиях. Это опыт «Роснефти» при строительстве недавно завершенного проекта «Ванкорское месторождение –Пурпе», существующих в регионе промысловых и газовых трубопроводов, а также Трансаляскинской трубопроводной системы. Ценность этого проекта для нас прежде всего в том, что построенный в 1977 году, т. е. более 35 лет назад, Трансаляскинский трубопровод позволяет оценить правильность принятых тогда технических решений, наблюдать «поведение» построенных участков, особенно в части термостабилизации грунтов на участках вечной мерзлоты. Так что постараемся использовать все положительное, учесть имеющиеся недоработки.
 
Что касается магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе», общая протяженность которого составит около 500 км, то его строительство согласно распоряжению Правительства России будет выполнено в три очереди, последовательно в направлении с юга на север, что связано с развитием и обустройством новых нефтяных месторождений Северного Ямала, в частности тех, которые только выставляются на конкурс.
 
На первом этапе будет построен участок от НПС № 3 в районе г. Новый Уренгой до НПС «Пурпе», затем планируется сооружение участка от НПС № 2 до НПС № 3 и завершающий этап –строительство самого северного участка от НПС № 2 до ГНПС «Заполярье».
 
На сегодняшний день компанией разработана Декларация о намерениях строительства нефтепровода и полной реализации проекта, проведены общественные слушания, получившие положительное заключение, завершается разработка проектной документации по первому этапу. На пути трассы нового нефтепровода отсутствуют особо охраняемые природные территории, а при разработке маршрута проектировщики старались обойти пути миграции оленей, не создавая сложностей местным жителям при ведении ими традиционных промыслов.
 
Сроки сдачи БТС-2 также остаются неизменными? Темпы строительства, идущего в Усть-Луге, соответствуют задаче синхронного запуска нефтепровода и терминала?
 
Балтийская трубопроводная система – 2 «отвечает» за развитие магистральных нефтепроводов в северо-западном направлении и позволит избежать транзитных рисков при поставках нефти европейским потребителям.
 
Начать транспортировку нефти по этой системе предполагалось в 2012 году, но ОАО «АК «Транснефть» форсировало темпы производства работ, и в настоящее время строительство тысячекилометровой линейной части выполнено в полном объеме, завершается сооружение вдольтрассовых линий электропередачи, объектов связи. В августе планируется заполнить нефтью участок от НПС «Унеча» до НПС «Андреаполь» протяженностью 505 км, а ввод в эксплуатацию БТС-2 в полном объеме планируется осуществить в декабре 2011 года.
 
Каждая стройка имеет свою специфику. Казалось бы, трасса БТС-2 проходит по центральной части России, где имеется развитая транспортная схема, достаточно мягкий климат, однако свои особенности возникали и здесь. Как известно, большая часть Ленинградской, Смоленской областей – болотистая низменность с большим количеством мелких ручьев и проток. Мягкие зимы в данном случае явились скорее негативным фактором: болотистые участки не промерзают, приходилось работать, как и на других проектах, в основном с «лежневок».
 
Сейчас в конечной точке БТС-2 – морском торговом порту « Усть-Луга» завершено строительство нефтебазы, монтаж восьми резервуаров-пятидесятитысячников, проведены их гидравлические испытания, заканчиваются работы по устройству инженерных сетей и технологических трубопроводов, монтажу зданий и сооружений.
 
Сооружение линейной части было начато немного раньше, чем объекты в Усть-Луге, но сейчас работы синхронизированы и будут завершены точно в срок –до конца этого года.
 
На БТС-2 и ТС ВСТО-2 монтируются системы обнаружения утечек и контроля активности. Какие еще инновационные решения применяются в ходе строительства новых объектов?
 
Действительно, на этих объектах впервые применяется новая система обнаружения утечек (СОУ), работа идет полным ходом на БТС-2, нефтепроводе Пурпе – Самотлор и на ТС ВСТО-2. Поясню, что в основу работы СОУ положен температурный и виброакустический принцип действия волоконно-оптического кабеля, прокладываемого в непосредственной близости от трубы. Датчик позволяет за секунды выявить факт и место возможного внешнего воздействия на трубопровод, обнаружить даже малые утечки и, безусловно, несанкционированные врезки.
 
На нефтеперекачивающих станциях трубопроводных систем «Заполярье – Пурпе – Самотлор» и ВСТО-2 предусмотрена технология пуска насосных агрегатов с применением частотного регулирования приводов, что позволит кратно сэкономить потребление электроэнергии. Кроме того, на ТС ВСТО-2 впервые применяются новые российские магистральные центробежные насосы Воронежского механического завода. Разработка этого оборудования выполнялась с участием ГК «Ростехнологии» и НПО «Энергомаш».
 
Если говорить о строительных технологиях, то при реализации проектов «ВСТО-2» и «БТС-2» компанией применен метод сооружения вдольтрассовых технологических проездов при помощи грунтовых модулей, которые представляют собой ячеистые конструкции из нетканого полотна, заполняемые местным грунтом. Эта технология дает наибольший эффект при строительстве дорог на обводненных, заболоченных территориях, многолетне-мерзлых грунтах, а также в случаях отсутствия в районе строительства леса, необходимого для сооружения лежневых дорог.
 
Новые технические решения прорабатываются и при сооружении нефтепровода «Заполярье –Пурпе». Так что магистрали прокладываются с применением самых передовых технологий и инновационных решений.
 
Анатолий Александрович, реализацию многих инвестиционных проектов по развитию системы магистральных нефтепроводов компания завершает досрочно. Что это дает?
 
Повторюсь, все инвестиционные проекты компании «Транснефть» реализуются на основании решений Правительства России и имеют единую общегосударственную задачу: обеспечить энергетическую безопасность страны, повысить ее экономическую привлекательность.
 
Поэтому, если говорить о государственных интересах, то высокие темпы строительства магистральных трубопроводов позволяют ускорить выполнение «Транснефтью» поставленных Правительством РФ задач.
 
Многие проекты компании предусматривают, как правило, поэтапную реализацию, что позволяет постепенно увеличивать мощность трубопровода по мере развития ресурсной базы (развития и обустройства месторождений), а также аккумулировать средства для строительства следующих очередей.
 
К примеру, согласно концепции развития трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан и в соответствии с техническими решениями изначально мощность на участке от Тайшета до Сковородино должна составлять 80 млн т нефти в год, и это было определено распоряжением Правительства РФ. К моменту ввода в эксплуатацию ТС ВСТО-1 в 2009 году ее мощность составила 30 млн т нефти в год. После расширения данного участка и строительства пяти НПС, которые планируется завершить к 2014 году, мощность трубопроводной системы составит 50 млн т нефти в год. В перспективных планах развития компании предусмотрено дальнейшее расширение ТС ВСТО-1.
 
Аналогичная ситуация складывается и при реализации проекта «Пурпе – Самотлор». К моменту ввода нефтепровода в эксплуатацию, который планируется осуществить в 2011 году, его мощность составит 25 млн т нефти в год. При этом техническими решениями уже заложена возможность транспортировки 50 млн т за счет строительства двух дополнительных НПС на данном участке после ввода в эксплуатацию магистрали Заполярье –Пурпе.
 
Поэтапная реализация трубопроводных проектов является в определенной мере спусковым механизмом, позволяющим последовательно развивать не только энергетическую и транспортную инфраструктуры регионов, но и всю экономику страны в целом. С досрочным появлением новых трубопроводных мощностей нефтяные компании могут ускорить развитие нефтеносных месторождений, регионы быстрее получают значительные налоговые отчисления, которые будут направлены на экономическое и социальное развитие, образование, создание новых рабочих мест.
 
Что касается самой «Транснефти», то досрочный ввод мощностей позволяет оптимизировать затраты на строительство за счет снижения рисков влияния инфляционных процессов на стоимость работ и оборудования, а также способствует более раннему началу окупаемости проекта. Это, в свою очередь, позволяет осуществить досрочное погашение кредитных обязательств и снизить долговую нагрузку компании,
возвратить из бюджета уплаченный в период строительства налог на добавленную стоимость и т. д. Эти же средства, в том числе используются и для поддержания в нормативном состоянии действующей системы магистральных трубопроводов, позволяя добиться одной из самых высоких в мире эксплуатационной надежности.
 
 
Анатолий Безверхов – вице-президент ОАО «АК «Транснефть»
 
Источник: Журнал «Трубопроводный транспорт нефти» № 07-2011

18.08.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены