На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Мировые нефтепроводные амбиции: ставка на Россию

Анастасия Соснова

На сегодняшний день нефтепровод является наиболее экономически выгодным способом транспортировки нефти. На это влияет сразу несколько факторов. Во-первых, перекачка по нефтепроводу – наиболее быстрый и недорогой способ доставки нефти как внутри страны, так и на экспорт. Во-вторых, по сравнению с другими видами транспорта, нефтепровод является более безопасным методом. Ну и наконец, нефтепроводы могут работать в любую погоду и в любое время года. Безусловно, для стран северного полушария этот фактор является определяющим. Именно поэтому территории таких стран как Россия, США, Канада пронизывают наиболее мощные системы нефтепроводов. Конечно, эти системы отличаются по протяженности, по возрасту и по перспективам дальнейшего развития.

Россия-США: нефтепроводная конкуренция
 
Сегодня протяженность российской нефтепроводной системы составляет 50,177 тыс км. В последние годы было положено начало реализации наиболее масштабных трубопроводных проектов: нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан», который свяжет западносибирские и восточносибирские месторождения с портом «Козьмино» на Дальнем Востоке, «Балтийской трубопроводной системы-2», призванной соединить западносибирские месторождения с портом в «Усть-Луге» Ленинградской области, а также ветки «Заполярье-Пурпе-Самотлор», которая даст дорогу нефти с новых перспективных месторождений в Ямало-Ненецком АО и Красноярском крае в ВСТО. Совокупная протяженность всех новых магистральных нефтепроводов составит 6,72 тыс км.
 
Но пока нефтепроводная система США является наиболее протяженной. В совокупности она составляет примерно 85 тыс км. Такие масштабы обусловлены в первую очередь тем, что трубопроводный транспорт начал развиваться в данном регионе относительно давно одновременно с разработкой крупнейших месторождений. Самые масштабные проекты, в том числе Трансаляскинский нефтепровод протяженностью 1,288 тыс км, связавший месторождения на севере Аляски с портом на юге штата, реализованы, и уже давно.
 
В строительстве нефтепроводов как системы соединения месторождений с центрами переработки и портами, заинтересованы, как правило, нефтедобытчики. Месторождения нефти на суше в основной массе в Штатах уже разработаны, а значит, и, казалось бы, нужды в строительстве новых нефтепроводов в США нет. Однако крупнейшим экспортером нефти в США традиционно является Канада. Таким образом удаленность западных нефтедобывающих провинций Канады от американских перерабатывающих центров, сосредоточенных на Среднем Западе страны, обусловила строительство сети нефтепроводов из Канады в США.
 
Обнаружение залежей нефтяного песка в канадской провинции Альберта дало старт новому нефтепроводному мега-проекта под названием Keystone. Общая протяженность проекта составляет 3,460 тыс км, он уже соединил Хардисти (провинция Альберта) в Канаде с нефтеперерабатывающими центрами  в США на Среднем Западе. Сейчас есть намерения расширить нефтепровод до Мексиканского залива. Этот маршрут был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный на сегодня нефтепровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 км.  Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время российского нефтепровода ВСТО составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.
 
Китай: в режиме ожидания
 
Впрочем, нередко инициаторами развития трубопроводной сети являются и потребители. В первом примере это США. Еще один мировой гигант по потреблению нефти, Китай, также заинтересован в строительстве новых трубопроводов, но уже с целью диверсификации источников поставки для удешевления нефти.
 
Пока для Китая реализованы два крупнейших проекта – нефтепровод из Казахстана в Китай «Атасу-Алашанькоу» протяженностью 962 км и ответвление ВСТО «Сковородино-граница КНР». Теперь же крупнейшая нефтегазовая компания Китая CNPC собирается в ближайшие пять лет построить около 40 тыс км газо- и нефтепроводов внутри страны. Кстати, на этом деятельность CNPC территорией Китая не ограничивается – компания реализует проекты по строительству нефтепроводов в странах Ближнего Востока и Африке, где не так давно были обнаружены перспективные участки с нефтяными залежами, но они, увы, не так масштабны.
 
Таким образом, можно отметить основные цели строительства новых нефтепроводов. В первую очередь, необходимость соединения новых месторождений с рынками сбыта, а также расширение рынков сбыта, диверсификация источников поставки нефти и развитие внутренней сети для оптимизации процессов перекачки нефти. При этом строительством, как правило, занимаются либо коммерческие, либо государственные специализированные компании, редко – сами нефтяные компании.
 
Пока мегапроектов, подобных ВСТО и Keystone, не реализуется, но в ближайшее время существуют ожидания, что Китай - один из крупнейших потребителей нефти – превратится в одну большую нефтепроводную стройку. Поэтому можно сказать, что Россия со своими нефтепроводными амбициями идет в ногу со временем и ведущими игроками нефтяного рынка. Если существующий темп сохранится, то российской нефтепроводной системе вполне по силам догнать систему нефтепроводов США по протяженности, а возможно и перегнать ее.
 
Анастасия Соснова – аналитик агентства независимой аналитики «Инвесткафе»

30.08.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены