На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

В диалоге с Европейским Союзом

Михаил Барков

Среди направлений внешнеэкономической деятельности ОАО«АК «Транснефть» одно из важнейших мест занимают вопросы общеевропейского сотрудничества. В частности, очень серьезная работа ведется в рамках Энергодиалога России-ЕС. Вице-президент компании Михаил Барков является сопредседателем Подгруппы по инфраструктурным проектам и торговле энергоресурсами тематической группы по развитию энергетических рынков. Он поделился своим видением перспектив энергетического сотрудничества между нашей страной и Европейским Союзом.

 - Михаил Викторович, расскажите, пожалуйста, как начинался Энерго-диалог и каковы его цели?
 
Решение о начале Энергетического диалога было принято на саммите Россия – ЕС в октябре 2000 года. Работа в его рамках охватывает нефтяную и газовую отрасли, электро- ядерную энергетику, транспортировку энергоресурсов.
 
 Энергодиалог Россия – ЕС является ключевым элементом сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом, который, как известно, является крупнейшим потребителем и импортером энергетических ресурсов. Россия, в свою очередь, является одним из главных поставщиков сырой нефти в ЕС. Доля нашего государства в импорте стран ЕС составляет 32 %. Более того, существует потенциал для роста поставок, в том числе благодаря сокращению добычи нефти и газа на территории ЕС в среднесрочной перспективе.
 
Очевидно, что, развивая сотрудничество с Россией и странами СНГ в энергетической сфере, Евросоюз прежде всего стремится обеспечить себе доступ к ресурсно-сырьевой базе и участвовать в ее развитии, а также гарантировать надежность и бесперебойность транспортировки энергоресурсов на внутренний рынок ЕС. Решение данных задач способствует укреплению энергетической безопасности и расширению внешних источников поставок энергоресурсов. Немаловажным фактором также является стремление уменьшитьресурсную зависимость от стран Персидского залива. Помимо прочего, стоит отметить, что интенсификация сотрудничества с Россией и странами СНГ в области энергетики, вероятнее всего, будет позитивно влиять на процессы, способствующие укреплению политической стабильности на евроазиатском пространстве. Последнее соответствует как экономическим, так и геополитическим интересам
европейцев.
 
Необходимо подчеркнуть, что ЕС обладает значительными финансовыми и технологическими возможностями, которые могут быть использованы для модернизации российского ТЭК.
  
Стратегическое сотрудничество между Россией и ЕС в области энергетики нацелено на обеспечение надежности, безопасности и предсказуемости конъюнктуры свободного рынка в долгосрочной перспективе. Участники Энергодиалога ставят перед собой задачу повысить уровень доверия и прозрачности в отношениях между Россией и ЕС в энергетическом секторе, в том числе в сфере обмена информацией о состоянии и развитии законодательства, регулирующих и правовых рамках, а также энергетической политике обеих сторон. Таким образом, Россия и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического партнерства как основной цели Энергодиалога.
 
 - Как строится работа в рамках Энергодиалога, каковы форматы, в которых он протекает?
 
Являясь механизмом двустороннего сотрудничества, Энергетический диалог развивается по конкретным темам, представляющим взаимный интерес и предполагающим выработку выгодных для всех решений. Для его эффективности необходимо принимать во внимание все ступени процесса и учитывать потребности участвующих сторон.
 
В настоящее время Энергодиалогимеет следующую структуру: тематические группы, группу высокого уровня, а также Постоянный совет партнерства России и ЕС. Политическое руководство Энергодиалога обеспечивается министром энергетики Российской Федерации Сергеем Шматко и еврокомиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером. В работу Энергодиалога вовлечены с российской стороны заинтересованные министерства, департаменты министерства энергетики РФ и исследовательские институты, с европейской – страны-члены ЕС. Представители стран-членов ЕС как сопредседатели Тематических групп, при поддержке Еврокомиссии по энергетики, принимают участие в работе Тематических групп и Подгрупп.
 
В деятельности Тематических групп в рамках Энергодиалога также заняты представители международных финансовых институтов и деловых кругов. В этих группах, состоящих из российских и европейских экспертов в сфере бизнеса и государственного управления, изучаются области, представляющие взаимный интерес, а также определяются приоритетные аспекты сотрудничества. Ежегодно готовятся обобщающие доклады о состоянии Энергодиалога, которые заслушиваются на саммитах. Тематические группы разделены на три направления: энергоэффективность; энергетические стратегии, прогнозы и сценарии; развитие энергетических рынков.
 
Для более плодотворной работы Тематическая группа по развитию энергетических рынков имеет три подгруппы: по энергетическим рынкам; по инфраструктурным проектам и торговле энергоресурсами; по инвестициям.
 
- Какова роль «Транснефти» в энергетическом сотрудничестве с ЕС?
 
Система магистральных трубопроводов АК «Транснефть» позволяет российским производителям выбирать разные маршруты транспортировки энергоносителей в Европу –от черноморского (порт Новороссийск), украинского и белорусского (трубопроводная система «Дружба») до балтийского (порт Приморск и в пер-спективе порт Усть-Луга).
 
«Транснефть», являясь крупнейшей в мире монополией, осуществляющей транспортировку нефти и нефтепродуктов, представляет государственные интересы, работая в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегией России на период до 2030 года, а также ведет работу по диверсификации направлений поставок энергоресурсов и созданию высокоэффективных экспортных маршрутов.
 
Принимая во внимание необходимость развития и модернизации существующего топливно-
энергетического комплекса и отстаивания геополитических интересов страны, «Транснефть»
принимает активное участие в работе Энергодиалога Россия – ЕС. В частности, я являюсь сопредседателем Подгруппы по инфраструктурным проектам и торговле энергоресурсами Тематической группы по развитию энергетических рынков.
 
- Какие задачи решает эта структура?
 
Подгруппа была создана в 2008 году для обсуждения вопросов, связанных инфраструктурной политикой России и ЕС и энергетическими инфраструктурными взаимовыгодными проектами. В ходе ее работы рассматриваются: процессы планирования, процедуры утверждения и продвижения проектов, финансовые и административные инструменты, правила безопасности и эксплуатации объектов, а также определение актуальных и перспективных вопросов по созданию и эксплуатации объектов нефтяной, газовой и электро-
энергетической отраслей, представляющих взаимный интерес и имеющих важное значение для обеспечения поставок энергии из России в страны ЕС. Последний аспект включает в себя трубопроводы, высоковольтные линии, подземные газохранилища, терминалы для сжиженного природного газа, установки по сжижению газа и др.
 
Заседания Подгруппы по инфраструктурным проектам и торговле энергоресурсами проводятся дважды в год в г. Москве и г. Брюсселе. К настоящему времени состоялось три заседания, последнее – 11 апреля в г. Брюсселе. По результатам заседаний стороны согласовывают и подписывают протоколы.
 
Преимуществом участия российской стороны в Энергодиалоге является получение актуализированной информации о законодательных инициативах европейской стороны, а также возможность обсуждения существующих проблем, возникающих в ходе реализации инфраструктурных проектов, и, что немаловажно, происходит обмен опытом с европейскими коллегами. Повестка дня заседания, как правило, формируется заранее с учетом интересов обеих сторон.
 
- Каковы перспективы расширения и углубления сотрудничества между сторонами Энергодиалога?
 
Правовой базой отношений России и ЕС в области энергетики является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году. Однако немногочисленные положения Соглашения в данной сфере явно требуют дальнейшей конкретизации и детализации.
 
Принимая во внимание важность долгосрочного развития сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики, а также заинтересованность сторон в обеспечении надежности спроса и поставок, координаторы Энергодиалога Россия – ЕС, министр энергетики РФ и еврокомиссар Еврокомиссии по энергетике, договорились о разработке «дорожной карты» сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере до 2050 года.
 
«Транснефть» принимает непосредственное участие в подготовке этого документа. Я являюсь координатором экспертной группы по разработке «дорожной карты» по направлению «Нефтяная промышленность».
 
Разработка «дорожной карты» предусматривает анализ различных сценариев и оценку их влияния на отношения России и ЕС в сфере энергетики, а также изучение последствий этих сценариев для конкретных секторов, в частности нефтяного, газового, атомного, электроэнергетического, и возобновляемых источников энергии. Кроме того, целью создания данного документа является изучение потенциала долгосрочного сотрудничества в области разработки и внедрения эффективных энергетических технологий, включая научные исследования.
 
Подготовка «дорожной карты» осуществляется не без трудностей. Это связано как с необходимостью постоянного поиска компромиссов, так и с недостаточно активным участием организаций нефтедобывающей отрасли в этом процессе.
 
Одним из актуальных вопросов сотрудничества, неоднократно поднимавшихся в рамках Энергодиалога Россия – ЕС, являются проблемы реализации проекта «Бургас – Александруполис». Очевидно, что задача разгрузки проливов Босфор и Дарданеллы крайне важна для обоих участников. Однако можно сделать вывод о том, что с точки зрения европейцев сооружение данного нефтепровода не является приоритетным для решения указанной проблемы. Это вытекает как из анализа документов ЕС, так и из итогов заседаний Энергодиалога. Следует сказать, что до сих пор не удалось заручиться достаточной поддержкой Европейского союза с целью привлечения внимания к взаимовыгодному для сторон проекту «Бургас – Александруполис». В настоящее время его реализация сталкивается с серьезными проблемами, связанными с действиями болгарского руководства, которые оно осуществляет в нарушение принятых российско-болгарско-греческих меж-правительственных обязательств.
 
 В целом, в течение 10 лет партнерство России и ЕС в области энергетики интенсивно развивается. Признавая важность этого процесса, ЕС констатирует, что Российская Федерация и в дальнейшем останется ключевым поставщиком полезных ископаемых в европейские государства, а российская сторона заверяет, что всегда будет стабильным и предсказуемым экспортером в страны ЕС.
 
 В заключение необходимо отметить, что, несмотря на возникающие разногласия, Энергетический диалог между Европейским союзом и Россией позволяет расширить сотрудничество и разрешить ключевые проблемы реализации проектов в сфере энергетики как на политическом уровне, так и на уровне экспертов.
 
Михаил Барков – вице-президент ОАО «АК «Транснефть»
 
Источник: Журнал «Трубопроводный транспорт нефти» № 08-2011

06.09.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены