На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: счастливый билет для Дальнего Востока

Прядёхина Елена

9 сентября 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Строительство одного из самых масштабных проектов современности – нефтепровода протяженностью 5 тысяч километров – практически завершено. Уже к концу 2012 года нефтепровод должен быть введен в эксплуатацию. Предстоящее событие должно стать одним из наиболее значимых в новейшей российской истории, и на это есть множество причин.

Особую роль проект призван сыграть в экономике Восточной Сибири и Дальнего Востока. Жители этих регионов уже начали ощущать на себе преимущества, которые им предоставил ВСТО. Приближающийся запуск позволит не только пролонгировать положительное влияние проекта, но и усилить его мультипликативный эффект.
 
ВСТО: путевка в жизнь
 
Идея строительства нефтепровода для экспорта сырья в восточном направлении возникла давно. В 90-е годы этот вопрос стал как никогда актуальным: российские нефтяные компании демонстрировали одни из самых высоких в мире темпы роста добычи и многообещающие перспективы. Новый маршрут призван был решить две наиболее важные задачи – способствовать развитию восточных регионов России и диверсифицировать поставки энергоресурсов.
 
С определенной точки зрения повлияли на реализацию ВСТО и трагические события 11 сентября 2001 года. Страны Азиатско – Тихоокеанского региона, зависящие от поставок нефти с Ближнего Востока, озаботились поиском альтернативных экспортеров.
 
Необходимость создания альтернативных маршрутов транспортировки нефти Россия особенно остро осознала после многочисленных конфликтов с соседями – Белоруссией и Украиной. Согласно Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 года, «В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов».
 
Таким образом, идея строительства Восточного нефтепровода получила статус государственной. Можно сказать, что уже в 2003 году амбициозный проект получил «путевку в жизнь».
 
ВСТО как генератор развития регионов
 
Маршрут нефтепровода прошел по территории Иркутской, Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, республики Саха (Якутия). Таким образом, в ходе строительства нефтепровода, наиболее удаленные от центрального региона, субъекты РФ смогли ощутить на себе мультипликативный эффект ВСТО.
 
Проект предполагает не только развитие предприятий добывающей промышленности, но и огромные инвестиции в создание сопутствующей инфраструктуры: в рамках реализации ВСТО были построены автомобильные дороги, линии электропередач и электроподстанции. Строительство ВСТО стало мощным стимулом для развития многочисленных отраслей промышленности и других сфер народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургия, строительство, торговля и т.д.
 
Трасса Восточного нефтепровода проходит по сложнейшей по природно-климатическим и геоморфологическим условиям территории. Действовавшие на время начала строительства  ГОСТы и СНИПы не предусматривали такие экстремальные условия, поэтому «Транснефть» утвердила специальные нормы проектирования и строительства нефтепровода. В результате предприятиям отечественной промышленности для того, чтобы участвовать в проекте ВСТО, пришлось осваивать новые виды продукции либо налаживать выпуск ее модифицированных вариантов. Причем это касается как предприятий-поставщиков материалов для нефтепровода ВСТО, так и поставщиков необходимой для строительства техники.
 
Наиболее ярким примером инновационных внедрений в рамках проекта ВСТО можно назвать предложенное ЗАО «ОМК» производство прямошовных труб большого диаметра (ТБД) с давлением до 140 атмосфер с возможностью внутреннего и внешнего покрытия.ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» запустило новый участок антикоррозионного покрытия ТБД и модернизировало производство электросварных труб (обеспечена высокая надежность сварного шва и достигнута высокая точность геометрических размеров ТБД).
 
 ОАО «Уральская сталь», входящее в холдинг «Металлоинвест», совместно с ФГУП ЦНИИ Чермет им. И. П. Бардина специально под проект ВСТО разработало технологию изготовления листового проката класса прочности К60 (листовую сталь предприятие поставляет для производства ТБД на Харцызский трубный завод).
 
ОАО «Тяжпромарматура» освоило в кратчайшие сроки серийное производство специальных шиберных задвижек для трубопровода ВСТО. ОАО «Ливгидромаш» специально для Восточного нефтепровода создало уникальный высоконапорный полупогружной одновинтовой насос, аналогов которому не существует (выдает давление 100 атмосфер и способен работать при температуре до минус 60 градусов по Цельсию), а ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» разработало новое поколение кабелей (разработка была запатентована предприятием).
 
Таким образом, проект нефтепровода ВСТО стимулирует отечественных машиностроителей работать над тем, чтобы их технологическое оборудование и готовые изделия были конкурентоспособны в том числе и на мировых рынках. В рамках более широкого целеполагания Восточный нефтепровод позволит России решить проблему освоения удаленных регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, а также стать стимулом для их дальнейшего развития.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

12.09.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены