На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: импульс развития

Александр Шток

Роль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в экономике России заключается не только в создании альтернативных экспортных маршрутов. ВСТО - это крупнейший инфраструктурный проект, магистраль которого подобно артерии проходит по территории шести субъектов Российской Федерации. Многие регионы при реализации нефтепровода получили уникальную возможность развития различных отраслей промышленности. В рамках проекта были построены линии электропередач и электроподстанции, созданы новые транспортные пути. Таким образом, ВСТО содействовал снижению разрыва в экономическом плане между центральными и отдаленными регионами страны.

 В ожидании ВСТО
 
Идея строительства мощного нефтепровода на востоке страны зародилась еще в СССР. Однако в тот период сложно было прогнозировать рынок сбыта – страны АТР не отличались высокими темпами развития экономики, даже, напротив, некоторые государства региона считались слаборазвитыми. К тому же разработка нефтяных месторождений в Восточной Сибири практически не велась.
 
Однако с активным развитием стран Тихоокеанского региона, а также в связи с расширением географии регионов нефтедобычи в России необходимость строительства крупного нефтепровода на востоке страны стала очевидна. В 2004 году были определены основные параметры трубопровода и конечные точки маршрута, в 2006 году началась реализация масштабного проекта.
 
Трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» должен был строиться в два этапа. Начальная точка маршрута – Тайшет, в Иркутской области, промежуточная – «Сковородино», пункт на границы России и Китая, конечная «Козьмино», на побережье Тихого океана. Общая протяженность маршрута составляет 4188 километров, мощность проекта – 80 млн. тонн нефти в год. Первая очередь ВСТО – «Тайшет-Сковородино». Общая протяженность 2694 километров, мощность 30 млн. тонн в год. Вторая очередь – «Сковородино-Козьмино», длиною 2045 километров, мощностью 50 млн. тонн в год. За реализацию проекта отвечает компания «Транснефть».
 
Строительство нефтепровода ВСТО стартовало в апреле 2006 года. Первая нефть по трубопроводу пошла, пусть и в реверсном режиме, уже в  октябре 2008 года. В декабре 2009 года первая очередь ВСТО была запущена в эксплуатацию. В сентябре 2011 года был сварен последний стык линейной части второй очереди ВСТО. Трубопровод планируется запустить в эксплуатацию уже в 2012 году.
 
По всем параметрам ВСТО стал крупнейшим инфраструктурным проектом последних лет в России. При этом ВСТО стал одним из самых сложных проектов - четверть трассы маршрута приходится на скальные грунты, около 20% трубопровода проложено по вечной мерзлоте, кроме того, маршрут пересекает более 539 водоемов – как небольших ручьев, так и крупных рек и даже водохранилищ. При этом стройка трубопровода ведется в сложных природно-климатических условиях при практически полном отсутствии дорог и электроснабжения.
 
Крупнейший работодатель
 
В строительстве нефтепровода косвенно или прямо приняли участие сотни компаний самой разной направленности: металлургические, энергетические, сервисные, строительные, инжиниринговые, транспортные, экологические и многие другие. Учитывая сложнейшие климатические условия, где проходит трасса ВСТО, были разработаны специальные технические требования к оборудованию, применяемому в строительстве трубопровода. Как следствие, российским производителям пришлось перестраивать  свое производство и усовершенствовать свою продукцию в соответствии с новыми требованиями крупного заказчика.
 
Огромный заказ за счет ВСТО поручили трубные компании. По предварительным оценкам, для реализации проекта необходимо около 1,8 млн. тонн труб. Заказы на трубы получили крупнейшие российские компании – ТМК, ОМК, «Северсталь» и другие. При этом требования к качеству продукции были весьма высокие. Нефтепровод строился в сложнейших климатических условиях, что требовало улучшенных характеристик от трубных производителей. Для проекта требовались трубы особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла ударной вязкости, стойкости к растрескиванию. В результате, трубники увеличивали как мощности производства, так и качество продукции. ВСТО дал мощный импульс для развития трубной промышленности в стране.
 
Энергия для регионов
 
Важнейшим элементом в реализации всего проекта является энергообеспечение маршрута ВСТО. В целях максимально эффективного решения данной проблемы «Транснефть» ведет активное сотрудничество с ОАО «ФСК ЕЭС». Объем работы, проделанный энергокомпанией в рамках сотрудничества с «Транснефтью», практически полностью реорганизовал систему энергоснабжения в отдельных регионах. Были построены сотни километров новых ЛЭП и десятки других электросетевых объектов. При этом новые объекты направлены не только на бесперебойное энергоснабжение ВСТО – первую категорию надежности электроснабжения получит целый ряд производственных предприятий Якутии. Более того, новые электросетевые объекты позволят решить проблемы энергообеспечения целого региона: повысить эффективность энергообеспечения, объединить изолированные Центральный и Южный энергорайоны Якутии. Это позволит провести полноценную интеграцию энергетики Якутии в Единую национальную энергетическую сеть (ЕНЭС). Без привязки к ВСТО – решение этих проблем вряд ли было бы возможно в ближайшие годы. Таким образом, переоценить вклад ВСТО в энергетическое развитие региона довольно сложно.
 
Помимо макроэкономических проектов, развитие которых стимулировала ВСТО, реализация проекта имела и менее масштабные, но не менее важные последствия для отдельных предприятий и жизни населения региона в целом. Поскольку проект реализовывался в условиях бездорожья, практически единственной возможностью для доставки необходимого оборудования к месту назначения стал речной транспорт. На момент начала реализации ВСТО эта отрасль в регионе находилась в плачевном состоянии – многие предприятия в связи с отсутствием заказов были на грани банкротства. Начало строительства ВСТО позволило избежать банкротства многим предприятиям. Например, за счет заказов для ВСТО была приостановлена процедура банкротства «Осетровского речного порта» - градообразующего предприятия Усть-Кута. Это лишь один пример, который наиболее ярко отражает значение ВСТО для экономики, а значит, и для населения региона.
 
Впрочем, ВСТО стал не только спасителем отдельных компаний и целых отраслей. В целях реализации проекта были учреждены множество новых компаний, что стало дополнительных экономическим эффектом от реализации проекта для региона. В частности, в целях реализации первой очереди нефтепровода было учреждено ООО «Центр Управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ООО «ЦУП ВСТО»), для реализации второй – ООО «Дальневосточная строительная дирекция» (ООО «ДСД»). В целях обеспечения перевалки нефти в страны АТР было учреждено ООО «Спецморнефтепорт Козьмино», для эксплуатации второй очереди ВСТО – было учреждено ООО «Дальневосточные магистральные нефтепроводы» (ООО «Дальнефтепровод»). Все эти компании стали дополнительным стимулом для развития экономики региона.
 
Значение нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» как для российской экономики в целом, так и для отдельных компаний, в частности, переоценить крайне сложно. С геополитической точки зрения ВСТО позволил совершить мощный рывок к обеспечению энергобезопасности страны. В частности, теперь у России есть возможность поставлять нефть, один из ключевых экспортных товаров РФ, как восточном, так и в западном направлении. С экономической точки зрения проект позволил решить масштабные задачи: обеспечить энергообеспечение целого региона, обеспечить развитие отдельных отраслей. К реализации проекта были подключены крупнейшие российские компании, был учрежден целый ряд новых предприятий, проект стал стимулом для технологического развития российских компаний.  Все это позволяет считать ВСТО одним самых масштабных и уникальных проектов в современной российской истории
 
Александр Шток - директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International»

21.09.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены