На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Порт «Козьмино»: Нефтяные ворота России

Александр Дармин

Самый молодой порт России – «Козьмино», конечная точка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,  преодолел юбилейную планку, отгрузив на экспорт 25-миллионную тонну нефти ESPO. Учитывая, что порт начал свою работу в конце декабря 2009 года, получается, что из него в среднем в месяц отгружается более миллиона тонн нефти, что означает, кто каждые два дня из него выходит танкер водоизмещением в 100 тысяч тонн, чтобы доставить высококачественную восточносибирскую нефть потребителям.

Выбор в пользу экологии
 
Спецморнефтепорт «Козьмино» располагается в бухте Козьмина залива Находка на территории Находкинского городского округа в 30 километрах от города. Пока не начала работать вторая очередь трубопровода ВСТО-2, нефть доставляется из Сковородино железнодорожным транспортом по Дальневосточной железной дороге до нефтеперегрузочной станции Грузовая, и далее транспортируется по 23-километровому подземному трубопроводу до терминала в бухте Козьмина. Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
 
Строительство порта, который был бы способен принимать и экспортировать нефть из ВСТО было продиктовано рынком. Основные покупатели восточносибирской нефти располагаются на берегу Тихого океана. Прежде всего, это Япония, США, Сингапур и другие страны этого региона. А раз так, то и строительство нефтеналивного порта в конечной точке возведения ВСТО становилось ключевой задачей во всем проекте.
 
Для выбора местоположения на первоначальном этапе проектирования была определена бухта Перевозная. В наличие имелась развитая прибрежная инфраструктура, но в проект вмешались экологические аспекты. Дело в том, что недалеко от Перевозной лежит биосферный заповедник «Кедровая падь», а чуть дальше Дальневосточный морской биосферный заповедник, единственный в России. Плюс, побережье Хасанского района, где расположена бухта Перевозная, является излюбленным местом отдыха жителей региона. Ввиду такой ценности экологического наследия территории, рядом с которой планировалось строить крупный порт, было принято решение о нецелесообразности расположения его в Перевозной.
 
Перспективным вариантом территории строительства нефтеналивного терминала в Приморском крае, по мнению ученых, являлись бухты Безымянная (Уссурийский залив), Козьмино и Озеро Второе (залив Находка), Ракушка Ольгинский район). В результате инженерных изысканий на территории Приморского края было подтверждено то, что размещение спецморнефтепорта в бухте Козьмина является наиболее целесообразным. Терминал должен был представлять собой нефтеперегрузочный комплекс, состоящий из нефтяных причалов, нефтебазы с резервуарным парком, железнодорожных сливных эстакад и системы соединяющих трубопроводов.
 
Этапы реализации: три шага к успеху
 
Планировалось, что строительство будет проходить в несколько этапов. Первый этап – возведение всей необходимой инфраструктуры для отправки на экспорт 15 миллионов тонн нефти в год, успешно преодолен еще в конце 2009 года. По рассказам очевидцев, работа в «Козьмино» велась круглые сутки, а количество рабочих, привлеченных для его возведения, составляло более 2 000 человек. К концу 2012 года предприятие намерено выйти на рубеж 30 млн тонн нефти в год. Для этого в 2010 году проведена масштабная модернизация. На сегодня построено три комплекса. В первый входит морской нефтеналивной терминал из двух причалов для приёмки танкеров. Во второй – сливная  железнодорожная эстакада с двумя эстакадами на 72 вагона-цистерны каждая, два приёмных резервуара на 10 тысяч кубометров для слива нефти, вспомогательные сооружения. На площадке «Сливная железнодорожная эстакада» построена котельная, работающая на сырой нефти. Её мощность позволяет примерно за полчаса разогреть целый состав с нефтью из 72 вагонов-цистерн, чтобы без потерь произвести их опорожнение в зимний период. Предусмотрен одновременный слив нефти из двух железнодорожных составов. В третий комплекс входит парк с резервуарами для хранения нефти ёмкостью по 50 тысяч кубометров каждый, а также различные вспомогательные сооружения. Тогда же были возведены все необходимые инфраструктурные объекты для работников «Козьмино».
 
Важным этапом стало строительство второго причала для приема танкеров дедвейтом 80-150 тыс. тонн. Для этого на заводе в Германии были заказаны пять новых стендеров, а также проведены работы по углублению дна в акватории порта. Новое оборудование позволяет грузить нефть на суда дедвейтом до 150 тыс. тонн производительностью 14500 м3/час при максимальной скорости ветра до 22 м/с. Во время погрузки нефти на танкер будут задействованы три стендера, один будет оставаться резервным, один стендер – абгазовый – предназначен для возврата нефтяных паров в систему рекуперации. Таким образом, загрузка нефти уже возможна в два раза быстрее. Кстати, в 2010 году план в 15 миллионов тонн нефти удалось выполнить, приняв 150 танкеров.
 
Третий этап, он же, скорее всего, заключительный, должен быть реализован к 2015 году, когда порт выйдет на экспортные мощности в 50 миллионов тонн нефти каждый год. Конечно, учитывая, что трубопровод ВСТО по плану должен поставлять 80 миллионов тонн нефти, есть соблазн предположить, что подобные экспортные мощности будут возведены и в «Козьмино». Но зная аппетиты китайских партнеров, нефть к которым идет по железной дороге, приемная мощность в 50 миллионов тонн вполне достаточна.
 
Энергетический форпост страны
 
Сегодня, ввиду завершения сварки второй очереди ВСТО, в «Козьмино» ведется подготовка к приему дополнительных объемов нефти. Этот этап можно охарактеризовать словом «расширение». Он включает в себя строительство дополнительных узлов учёта, пункта приёма нефти с системой безопасности и диагностическим оборудованием, здание химико-аналитической лаборатории, помещение для стоянки спецтехники. Известно, что ведется увеличения длины причала для одновременной постановки под погрузку трёх танкеров. Понимая, что нефть не может быть однородна, в «Козьмино» устанавливаются дополнительные резервуары для разных сортов черного золота. Когда же нефть станет поступать лишь по трубе, они будут использованы просто для ее хранения.
 
Помимо этого, важный аспект при строительстве уделяется экологии. Такой объем нефти, ее хранение и транспортировка всегда будут объектом пристального внимания со стороны экологов. Специально для «Козьмино» состоялась закладка двух судов, предназначенных для ликвидации возможных разливов в порту. Длина новых судов составляет 20 метров, водоизмещение – 120 тонн. Суда смогут собирать нефть с поверхности воды в случае разлива, а также перевозить грузы весом до 10 тонн и принимать океанских транспортов замазученные воды, обычно собирающиеся в машинных отделениях. В компании рассказывают об уникальных пожарных лафетных стволах, которые могут управляться дистанционно, что не только продуктивнее при борьбе с огнем, но и безопаснее для боевых расчетов. С точки зрения экологии интересен и проект по выращиванию гидробионтов, когда у причала порта было высажено 10000 особей морского гребешка. Через год они личным примером показали, что ничего вредного в водах океана не появилось.
 
Благодаря возведению крупного порта на территории Приморского края, теперь он может использовать свой географический потенциал для развития территории. Помимо этого, «Транснефть» получила крупный порт, который, по потенциалу, может стать главными экспортными воротами Дальнего Востока. Благодаря этому, задачу диверсификации продажи российской нефти можно считать решенной, а ведь всего лишь пять лет подобного нельзя было и предположить. Судя по всему, в дальнейшем порт будет расширяться, что может привести к тому, что на берегу Тихого океана у России появится крупный энергетический форпост.
 
Александр Дармин – главный редактор портала TopNeftegaz.ru

30.09.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены