На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Во все стороны света

Алексей Сапсай

На востоке нашей страны близится к завершению грандиозное строительство трубопроводной системы ВСТО. На западе на финишную прямую вышла реализация проекта «БТС-2». Успешно возводятся объекты северной магистрали «Заполярье – Пурпе – Самотлор». На юге началось расширение КТК. О специфике этих маршрутов и их значимости журналу рассказал заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай.

- Алексей Николаевич, завершается сооружение линейной части ТС ВСТО-2. И уже можно сопоставить, как проходило строительство первой и второй очередей Восточного нефтепровода. Какие специфические особенности Вы могли бы отметить? Какие участки нового маршрута были, на Ваш взгляд, самыми сложными?
 
Действительно, в сентябре 2011 года завершаются сварочно-монтажные работы на линейной части ТС ВСТО-2, сегодня проводятся гидравлические испытания и диагностическое обследование трубопровода.
 
Безусловно, опыт сооружения ТС ВСТО-1 был учтен при реализации второй очереди трубопроводной системы. Это относится как к вопросам проектирования, так и организации процесса строительства, управления, доставки грузов, материалов, оборудования и строительной техники.
 
Трасса ТС ВСТО-2 проходит по территориям Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев, имеющих хорошо развитую инфраструктуру, сеть автомобильных дорог. Практически на всем протяжении параллельно нефтепроводу идет Транссибирская железная дорога. Этот немаловажный фактор существенно повлиял на скорость доставки грузов. В то время как на стройплощадки ТС ВСТО-1 большинство грузов приходилось завозить водным транспортом по р. Лене за короткий период навигации.
 
Как и на ТС ВСТО-1, при прокладке второй очереди трубопроводной системы строителям пришлось преодолевать болота, мари, горные отрезки со значительными перепадами высот, участки скальных грунтов.
 
Большое внимание было уделено сооружению подводных переходов. На ТС ВСТО-1 наиболее сложными в плане протяженности и технологии производства работ были переходы через р. Лену со скальным грунтом русла и незамерзающую р. Ангару, а на ТС ВСТО-2 – ППМН через р. Амур, общая протяженность которого с пойменными участками составила 30 км.
 
 
- Что еще предстоит сделать в рамках реализации проекта «ТС ВСТО-2». Когда нефтепровод будет введен в эксплуатацию?
 
В рамках реализации проекта «ТС ВСТО-2» кроме линейной части предусмотрено строительство восьми нефтеперекачивающих станций, расширение НПС № 21 «Сковородино»и спецморнефтепорта Козьмино, строительство объектов систем автоматизации, технологической связи, внешнего электроснабжения, единой системы
управления работой магистрального нефтепровода.
 
Сейчас активно возводятся восемь нефтеперекачивающих станций, административно-бытовой комплекс ООО «Дальнефтепровод» в г. Хабаровске, здания районных нефтепроводных управлений в городах Белогорск и Дальнереченск. Предстоит строитель-
ство объектов служебного жилого фонда в девяти населенных пунктах Дальнего Востока.
 
В целом сооружение второй очереди ТС ВСТО планируется завершить в 2012 году.
 
- Нефтепровод «Пурпе – Самотлор» призван обеспечить поставку новых объемов нефти в трубопроводную систему ВСТО. Этот проект, несмотря на относительно небольшую протяженность трассы, также очень непростой. Какие задачи предстоит решить на его завершающем этапе?
 
Важной задачей обеспечения добычи нефти в России является создание инфраструктурных объектов, обеспечивающих доставку сырья от мест добычи на НПЗ России и на экспорт.
 
Одним из них является трубопроводная система «Заполярье – Пурпе –Самотлор», по которой будет осуществляться транспортировка нефти из районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе с Ванкорского месторождения, в направлении восточной группы российских НПЗ, а также на экспорт через нефтепорт «Козьмино».
 
Магистральный нефтепровод «Пурпе – Самотлор» является составной частью вышеназванной трубопроводной системы. К настоящему времени строительство линейной части и насосных перекачивающих станций завершено, проводятся пусконаладочные работы, устраняются замечания, выявленные эксплуатирующей организацией.
 
Строительство объектов было непростым. Практически на всем протяжении трассы присутствует обводненность грунтов, в результате чего основные строительные работы можно вести только в осенне-зимний период. При этом отдельные болота даже в зимний период не промерзают полностью – на их поверхности образуется лишь ледяная корка. При глубине самих болот около 10 м выводить на них тяжелую многотонную технику рискованно. В данной ситуации потребовалось сооружение вдольтрассовых двух-, трехнакатных лежневых дорог. Из-за повышенной обводненности при разработке траншеи заполняющую ее даже в зимних условиях воду приходилось постоянно откачивать.
 
Все это, конечно же, создавало сложности при производстве работ и потребовало эффективного использования подготовительного периода – формирования сварочно-монтажных колонн, завоза материалов и оборудования, горючего. В итоге ни поздний приход зимы (в декабре), ни очень ранняя для этих мест весна (в апреле) не нарушили наших планов, все работы были выполнены в срок.
 
- Маршрут Заполярье – Пурпе дает импульс освоению богатых северных месторождений. Расскажите о его особенностях, этапах реализации.
 
Общая протяженность нефтепровода «Заполярье – Пурпе» составит около 500 км, его строительство согласно распоряжению Правительства РФ будет выполнено в три очереди, последовательно с юга на север, что связано с развитием и обустройством новых нефтяных месторождений Северного Ямала, в том числе тех, которые только выставляются на конкурс.
 
Натурные исследования, проведенные до начала проектирования показали, что помимо суровых температурных условий, эти места характеризуются очень неоднородными геологическими условиями. Значительные участки нового нефтепровода пройдут по так называемым нестабильным грунтам, меняющим свою несущую способность из года в год. В какой-то год они сохраняются в замерзшем состоянии, а буквально при небольшом повышении температуры лед превращается в практически желеобразную массу. Одним из решений в данной ситуации выбрана надземная прокладка трубы с применением различных типов опор и методов их термостабилизации.
 
Разрабатываются и проекты более компактного размещения производственно промышленных зон НПС, многие сооружения которых также будут строиться с применением опор.
 
В настоящее время компанией разработана Декларация о намерениях строительства нефтепровода на полное развитие, проведены общественные слушания, получившие положительное заключение, завершается разработка проектной документации по первому этапу.
 
- 1 августа началось заполнение БТС-2 технологической нефтью. Какие объекты остается ввести в строй?
 
На сегодняшний день закончено заполнение нефтью БТС-2 на участке НПС «Унеча» – НПС «Андреаполь», данная процедура проходит в плановом режиме.
 
Одновременно ведется подготовка к заполнению сырьем следующего участка – от НПС «Андреаполь» до нефтебазы «Усть-Луга», включая ввод в эксплуатацию комплекса объектов энергоснабжения, связи, систем обеспечения безопасности.
 
Также в ближайшее время планируется ввести в строй НПС № 3 и 7, завершить строительно-монтажные и пусконаладочные работы на нефтебазе «Усть-Луга».
 
- В порту Усть-Луга возводится уникальный комплекс сооружений, призванный обеспечить прием нефти, поступающей по БТС-2 на танкеры. Соответствуют ли сегодня темпы работ заданным срокам?
 
Действительно, в рамках реализации проекта «Балтийская трубопроводная система – 2» на территории морского торгового порта Усть-Луга на берегу Финского залива заканчивается строительство нефтебазы «Усть-Луга».
 
Завершено строительство резервуарного парка для хранения нефти, смонтировано основное и вспомогательное технологическое оборудование, в заключительной стадии сооружение комплекса инфраструктурных объектов, проводятся пусконаладочные работы.
 
Несмотря на масштабность объекта, выполнение строительно-монтажных работ на нефтебазе «Усть-Луга» идет в соответствии с запланированным графиком.
 
- Помимо реализации собственных проектов «Транснефть» принимает участие в расширении трубопроводной системы КТК. Какие задачи стоят перед представителями компании в связи с этим?
 
ОАО «АК «Транснефть» представляет интересы крупнейшего акционера КТК – Российской Федерации. Оперативное управление процессом строительства, а также выполнение делегированных функций ЗАО «КТК-Р» по реализации проекта на территории России осуществляется дочерним обществом компании – ОАО «Черномортранснефть» (подрядчик по управлению проектом).
 
Департамент строительства и инвестиционных проектов, а также ответственные специалисты других департаментов и служб АК «Транснефть» занимаются решением вопросов проектирования и строительства, возникающих при взаимодействии участниковпроцесса на всех уровнях реализации данного проекта – в их число входят непосредственно исполнители работ, акционеры КТК и органы исполнительной власти Российской Федерации. Сотрудники компании контролируют ход выполнения строительно-монтажных работ и соблюдение сроков завершения этапов проекта. Они оказывают помощь в вопросах организации поставок материалов и оборудования на площадки производства работ, участвуют в совещаниях на объектах строительства, заседаниях советов директоров и акционеров КТК и др. Представители «Транснефти» задействованы в мероприятиях по оптимизации проектных решений, предусмотренных в проектно-сметной документации, и по обеспечению выполнения предмобилизационных процедур на КТК и строительно-монтажных работ на объектах.
 
Уже начата реализация первой фазы проекта расширения пропускной способности КТК, в которую входит реконструкция существующих нефтеперекачивающих станций «Астрахань», «Комсомольская», «Кропоткин».
 
Алексей Сапсай – заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть»
 
Источник: Журнал «Трубопроводный транспорт нефти» № 09-2011
 

07.10.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены