На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

НПС: приближая запуск ВСТО-2

Анна Анненкова

Строительство линейной части системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» практически завершено. 9 сентября в Приморском крае был сварен «золотой» стык второй очереди нефтепровода. Вскоре завершится строительство нефтеперекачивающих станций, которые подобно мощным насосам обеспечат прокачку десятков миллионов тонн нефти по крупнейшей нефтепроводной «артерии» страны.

НПС: виды и особенности
 
Нефтеперекачивающая станция является основным элементом магистрального нефтепровода, поскольку именно от НПС зависит перемещение нефти от начального к конечному пункту трубопровода. НПС представляет собой комплекс сооружений, установок и оборудования, работа которых и обеспечивает непосредственное движение нефти по наиболее распространенному виду транспорта для этого вида сырья.
 
НПС разделяются на головные (ГНПС) и промежуточные (ПНПС). Головная НПС является начальной на магистральном нефтепроводе и осуществляет приём нефти с нефтепромысловых предприятий для дальнейшей транспортировки по магистральному нефтепроводу. Промежуточная НПС осуществляет повышение давления перекачиваемой жидкости в магистральном нефтепроводе. У ГНПС обязательно наличие резервуарного парка, у ПНПС такого парка может и не быть.
 
Основными составляющими НПС являются, прежде всего, насосные, представляющие собой сооружения, в которых размещается основное (насосы и электродвигатели) и вспомогательное оборудование (системы подачи топлива, контроля, защиты и др.). Схема работы НПС следующая: нефть от предыдущей станции поступает в устройство приёма и затем, пройдя систему фильтров-грязеуловителей, попадает во всасывающую линию насосной. Пройдя насосные агрегаты, нефть через регулирующие клапаны направляется снова в магистраль.
 
На территории РФ основной компанией по транспортировке нефти является ОАО «Транснефть» - именно ей принадлежат все российские магистральные нефтепроводы, а также более 500 насосных станций. Кроме этого, компания не останавливается на достигнутом и постоянно расширяет свою нефтепроводную сеть. В частности, сейчас продолжается строительство второй очереди нефтепровода ВСТО.
 
Нефтяные узлы ВСТО
 
Как известно, проект ВСТО разделен на два участка, или этапа, строительства. Первый этап нефтепровода, ВСТО-1, был введен в эксплуатацию в декабре 2009 года. Он включает в себя ветку «Тайшет-Сковородино» протяжённостью 2,7 тыс. км, а также 7 НПС: 3 НПС в Иркутской обл. (№1 в Тайшете, №4 в п.Речушка и №8 в Киренске), 3 НПС в Якутии (№10 в Талакане, №14 в Олекминске и №17 в Алдане) и 1 НПС (№21) в Сковородино. В настоящее время от Сковородино до специального морского нефтеналивного порта (СМНП) «Козьмино» нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется конечным потребителям.
 
Вторым этапом реализации проекта ВСТО является ВСТО-2, предусматривающий строительство нефтепровода на участке «Сковородино – СМНП «Козьмино» протяжённостью 2,1 тыс. км (предполагается сооружение 8 НПС), а также соответствующее увеличение мощности уже построенного участка нефтепровода «Тайшет-Сковородино» до 80 млн. тонн. В рамках проекта расширения ВСТО-1 предполагается строительство 5 новых НПС, резервных ниток подводных переходов через р.Ангара, Усть-Илимское водохранилище, р.Лена, р.Алдан, объектов внешнего электроснабжения, объектов технологической связи.
 
Таким образом, второй этап строительства Восточного нефтепровода предполагает возведение 13 новых НПС в добавление к 7 уже существующим. Всего же на проекте ВСТО планируется построить 42 НПС: 21 НПС до Сковородино и ещё 21 от Сковородино до спецморнефтепорта «Козьмино».
 
Теперь перейдём непосредственно к ВСТО-2. Первым этапом данной части проекта предусмотрено строительство 8 НПС с суммарным объемом резервуарного парка 300 тыс. куб. м, а также расширение НПС №21 «Сковородино» с увеличением резервуарного парка на 150 тыс. куб.м., расширение СМНП «Козьмино» с увеличением резервуарного парка на 150 тыс. куб.м.
 

НПС
Расположение
НПС №24
Амурская обл., п.Мухино
НПС №27
Амурская обл., г.Екатеринославка
НПС №30
Еврейская АО, п.Известковый
НПС №34
Хабаровский край, г,Хабаровск
НПС №36
Приморский край, г.Вяземский
НПС №38
Приморский край, г.Дальнереченск
НПС №40
Приморский край, г.Спасск-Дальний
НПС №41
Приморский край, с.Ивановка

Таблица. Строящиеся НПС на ВСТО-2 (Источник: данные ОАО «Транснефть»)
 
Строительство ВСТО-2 ведётся с января 2010 года, ввод в эксплуатацию планируется в конце 2012 года (ранее планировалось в конце 2013 года). 9 сентября 2011 года в Приморске был сварен завершающий стык линейной части ВСТО-2.
 
Что касается восьми НПС, то по данным ООО «Дальневосточная строительная дирекция» (генеральный подрядчик ОАО «Транснефть» по строительству ВСТО-2), на октябрь 2011 года стадия готовности большинства нефтеперекачивающих станций второй очереди приближается к 90%. Строительство идёт с опережением даже по отношению к новым срокам, и сдача НПС в эксплуатацию планируется уже в июле-сентябре 2012 года (ранее сроки сдачи закладывались на октябрь-ноябрь 2012-го).
 
Есть у восточносибирских НПС и свои особенности. Во-первых, грунты, на которых ведётся строительство станций, являются довольно обводненными (особенно в Амурской области). В результате этого строителям потребовалось применение свайных оснований для всех зданий и сооружений. Также произошли изменения и в логистике – в связи с наличием БАМа она была проще, чем при строительстве ВСТО-1, хотя и не намного – успешная доставка оборудования на почти половину НПС была возможна лишь по зимникам. Также оборудование НПС ВСТО-2 будет отличаться от установленного на НПС ВСТО-1: тогда плавный пуск насосов обеспечивался за счет частотных регуляторов электродвигателей, теперь на участке от Сковородино до Козьмино предусмотрено использование гидромуфт. Кроме этого при строительстве новых нефтяных резервуаров на НПС №21 в Сковородино (3 «пятидесятитысячника») были использованы стальные купола, а не алюминиевые (что является своеобразной инновацией в деле строительства НПС).
 
Основные работы на восьми НПС закончены, и сейчас станции готовятся к зимнему сезону. Параллельно этому идёт подготовка к передаче административно-хозяйственной части НПС в эксплуатацию с дальнейшей передачей объектов в ООО «Дальнефтепровод» («дочка» «Транснефти», созданная в 2009 году для эксплуатации ВСТО-2). Также до конца 2011 года планируется наладить обеспечение станций электроэнергией.
 
Если рассматривать ход работ по конкретной НПС, то рассмотрим станцию №41 в Приморье, поскольку она является крупнейшей в крае, ведь она последняя перед терминалом «Козьмино». К работам по этой ПНС приступили в августе 2010 года. В июле 2011 года завершили укладку сетей, в августе – монтаж технологических трубопроводов, в сентябре было завершено строительство пункта приёма нефти. До конца 2011 года на НПС планируется закончить почти все строительные работы, в этом случае на следующий год останется только небольшой объём работ по пуско-наладке и благоустройство. Ориентировочный срок сдачи объекта – сентябрь 2012 года.
 
Кроме этого «Транснефть» уже готовится и к расширению ВСТО-2. В частности, в настоящий момент идёт подготовка к строительству НПС №29 в Амурской области – сейчас там проводятся инженерные изыскания.
 
Таким образом, проект ВСТО продолжает успешно реализовываться, создавая предпосылки для развития и остальных отраслей экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока (и прежде всего нефтепереработки и нефтехимии). Важнейшую роль в этом процессе играет успешное функционирование нефтеперекачивающих станций, позволяющих создавать давление, необходимое для перекачки нефти к побережью Тихого океана.
 
Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель»
 
 

12.10.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены