На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Новые отводы – новые перспективы

Александр Шток

Нефтяные компании «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-BP направили на согласование в нефтетранспортную компанию «Транснефть» предложение о строительстве нефтепровода, который соединит месторождения Юрубчено-Тохомской зоны с нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Об этом сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев. Новый отвод позволит значительно нарастить добычу нефти и обеспечить заполнение системы ВСТО.

Строительство: широкий выбор вариантов
 
Месторождения Юрубчено-Тохомской зоны изначально рассматривались как ресурсная база для заполнения ВСТО. Однако практически полное отсутствие инфраструктуры до сих пор является сдерживающим фактором для организации промышленной добычи на участках зоны. Высокая стоимость разработки месторождений связана и со сложными климатическими условиями.
 
Очевидно, что решение о строительстве трубопровода должно быть принято вместе с решением по льготам. Таким образом, при положительном решении по отводу от ВСТО к месторождениям ЮТЗ можно ожидать и положительных решений по льготам для нефтяных компаний, работающих на месторождениях зоны.
 
В данный момент рассматриваются три варианта реализации проекта трубопровода от месторождений Юрубчено-Тохомской зоны к ВСТО. Первый – самостоятельное строительство трубопровода нефтяными компаниями. В дальнейшем Роснефть, «Газпром нефть» и ТНК-ВР будут самостоятельно управлять маршрутом, согласовывая объемы и сроки поставок с «Транснефтью», которая будет принимать нефть из ответвления в свой трубопровод – ВСТО. Это позволит нефтяникам экономить на транспортировки нефти до ВСТО.
 
Второй вариант – строительство нефтепровода нефтяными компаниями с дальнейшей продажей маршрута «Транснефти». В этом случае нефтяные компании возместят свои затраты на строительство, однако будут оплачивать транспортировку нефти по тарифам «Транснефти».
 
Третий вариант – «Транснефть» самостоятельно строит трубопровод за счет собственных средств. Нефтяные компании, в свою очередь, гарантируют заполнение маршрута, а также платят за транспортировку нефти по специальному тарифу, для компенсации затрат «Транснефти» на реализацию проекта.
 
Нефть для ВСТО
 
В Юрубчено-Тохомскую зону входят три месторождения – Юрубченское, Терско-Камовское и Куюмбинское. Наиболее разведанным участком ЮТЗ является Юрубченское месторождение, извлекаемые запасы которого предварительно оцениваются примерно в 513 млн. тонн. При этом разведочное бурение еще продолжается. Лицензией на месторождение через дочернюю компанию владеет Роснефть. Компания уже ведет здесь добычу нефти, но в ограниченном объеме – в прошлом году объем добычи на Юрубченском месторождении составил 63 тыс. тонн. Промышленная добыча на месторождении к 2014 году должна составить 10 млн. тонн в год.
 
Лицензиями на Терско-Камовское и Куюмбинское месторождения владеют через компанию «Славнефть» ТНК-ВР и «Газпром нефть». Запасы Терско-Камовского участка оцениваются в 12,7 млн. тонн по категории С1 и в 120 млн. тонн по категории С2. Извлекаемые запасы нефти по категории С1 Куюмбинского месторождения оцениваются в 65 млн. тонн, по категории С2 — в 151 млн. тонн. Проектный уровень добычи с двух месторождений составляет 12 млн. тонн в год.
 
Компании уже давно ведут работы на месторождениях ЮТЗ, однако ввод месторождений в промышленную эксплуатацию невозможен без трубопровода от месторождений к ВСТО. Проект нефтепровода появился уже давно. Изначально планировалось, что будет достаточно относительно небольшой ветки, примерно в 300 километров – от самих месторождений до станции Кучеткан. Здесь нефть планировалось заливать в железнодорожные цистерны и отправлять по железной дороге в Тайшет – к начальной точке маршрута ВСТО. Однако впоследствии железнодорожные перевозки были признаны нерентабельными. В результате было решено проложить трубопровод до ВСТО.
 
Первая ветка трубопровода – «Юрубчен-Кучеткан». Здесь трубопровод соединит непосредственно месторождения и промежуточную станцию Кучеткан. Вторая ветка трубопровода – «Кучеткан-Тайшет» - должна связать месторождения ЮТЗ с ВСТО. Тайшет – начальная точка этого маршрута. Таким образом, нефть месторождений ЮТЗ проследует по всему маршруту ВСТО.
 
Надежная закалка
 
Трубопровод «Юрубчен-Тайшет» будет прокладываться в сложнейших климатических условиях. По крайней мере, на первом этапе строительства будет практически полностью отсутствовать инфраструктура. Таким образом, помимо строительства самого нефтепровода должны быть построены дороги, мосты, электрические сети.
 
Стоит отметить, что сегодня практически все крупные трубопроводные проекты в России строятся именно в таких тяжелых условиях. Огромный опыт работы в Восточной Сибири накопила «Транснефть», уже реализовавшая ряд крупных проектов в регионе, например, тот же ВСТО или «Пурпе-Самотлор». Поэтому, при любом варианте строительства трубопровода Юрубчен-Тайшет, недостатка в опыте прокладки труб в Сибири у подрядчика не будет.
 
Главгосэкспертиза уже одобрила проекты обоих веток трубопровода: Юрубчен-Кучеткан и Кучеткан-Тайшет. Пропускная способность трубопровода должна составить 18 млн. тонн нефти в год, протяженность маршрута – около 600 километров. Общий объем инвестиций в проект оценивается примерно в 63 млрд. рублей.
 
Увеличение мощности ВСТО с 30 до 80 млн. тонн в год потребует дополнительных объемов нефти. В этом плане месторождения Юрубчено-Тохомской зоны являются стратегической сырьевой базой для ВСТО. Прямое соединение трубопровода ЮТЗ с ВСТО за счет отвода позволит обеспечить своевременную подачу нефти в магистральный нефтепровод. Нефтяникам не будет необходимости пользоваться услугами железной дороги – заливать нефть в цистерны и сливать ее обратно в трубу, что снизит издержки при транспортировке нефти. В итоге, внушительные расходы на инфраструктуру на первоначальном этапе впоследствии должны будут окупиться.
 
Трубопровод «Юрубчен-Тайшет» станет одним из самых значимых ответвлений в системе ВСТО. Данный маршрут обеспечит около 25% поставок в ВСТО. Реализация этого проекта даст старт промышленной разработке богатой нефтяной провинции в Эвенкии. В целом это позволит увеличить общий уровень нефтедобычи в России, а также закрепиться на пока еще новых для РФ рынках АТР.
 
 
Александр Шток - директор департамента Due Diligence «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»
 
 
 
 
 
 

12.11.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены