На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Козьмино»: в погоне за новыми рекордами

Анна Анненкова

По итогам десяти месяцев 2011 года из спецморнефтепота «Козьмино», конечной точки нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», отправлено на экспорт 12,7 млн тонн нефти, что составило более 80 % от планируемого объема отгрузки в текущем году. В 2012 году ожидается запуск второй очереди ВСТО и увеличение пропускной способности всей системы, что может благоприятно отразиться на достижениях «Козьмино».

Важный экологический аспект
 
Специализированный морской нефтеналивной порт «Козьмино» (ООО «Спецморнефтепорт Козьмино») является конечной точкой нефтепроводной системы ВСТО. Порт представляет собой комплекс объектов, состоящий из площадки ж/д эстакад, нефтебазы, береговых и причальных сооружений и 23-километрового магистрального нефтепровода. Основные функции СМНП: прием, хранение и перевалка нефти, поступающей по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» и железнодорожным транспортом. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО составляет 15 млн. тонн нефти в год. Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
 
От других нефтеналивных портов России порт «Козьмино» отличается высокой степенью автоматизации технологических процессов, а также использованием самых современных технических решений по предупреждению аварий. Например, в СМНП Козьмино при строительстве нефтепирса использовались погружные сваи диаметром 1400 мм, что придало сооружению особую прочность. Кроме этого, в порту используется мощная установка рекуперации паров нефти (по данным Транснефти – самая мощная среди портов АТР), полностью предотвращающая выброс углеводородов в атмосферу во время загрузки танкера.
 
Таким образом, порт «Козьмино» является одним из самых современных морских нефтеналивных портов мирового класса.
 
Начало работы: первые успехи
 
Предпосылкой создания порта на конечной точке нефтепроводной системы ВСТО стала необходимость перевалки «чёрного золота» с трубопроводного на морской транспорт для дальнейшего экспорта сырья в страны АТР, а также в США. Строительство морского терминала началось в апреле 2008 года. Работы велись двумя генподрядчиками – ЗАО «Трест Коксохиммонтаж» и ООО «Корпорация Инжтранс-строй». Кроме этого параллельно началась подготовка кадрового состава для спецморнефтепорта.
 
В сентябре 2009 года в порту были завершены основные работы, а 22 октября того же года в СМНП «Козьмино» прибыли первые 72 цистерны с восточносибирской нефтью, и началось заполнение технологическим сырьём объектов порта. Конец ноября ознаменовался окончанием испытаний объектов береговых и морских сооружений спецморнефтепорта. И, наконец, 28 декабря 2009 года был осуществлён торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди ВСТО, и дан старт началу отгрузки в СМНП «Козьмино» первого танкера с нефтью сорта ESPO. В этот день первые 100 тыс. тонн нефти, транспортируемые по нефтепроводу ВСТО с Талаканского месторождения Сургутнефтегаза, были отгружены в танкер «Московский университет».
 
Таким образом, 2010 год СМНП «Козьмино» начал с активной работы. Так, уже в первой декаде января 2010 года порт посетили танкеры «Либия», «Ашахда» и «Pacific Energy». При этом поставщиками нефти выступили Роснефть, Сургутнефтегаз и ТНК-ВР. На проектную мощность, обеспечивающую перевалку 15 млн. тонн нефти, СМНП «Козьмино» вышел в конце апреля 2010 года. Причём объемы отгрузки в течение всего 2010 года увеличивались постепенно: если в январе было обработано 9 танкеров, то к концу 3 квартала их количество возросло до 14 в месяц.
 

 
Янв.
Февр.
Март
Апр.
Май
Июнь
Июль
Авг.
Сент.
Окт.
Ноя.
Дек.
2010
0,88
1,01
1,25
1,28
1,21
1,51
1,40
1,29
1,30
1,50
1,33
1,37
2011
1,20
1,10
1,30
1,30
1,30
1,30
1,30
1,40
1,30
1,20
1,2*
1,4*

* Прогноз
Таблица 1. Динамика поставок нефти в СМНП «Козьмино», млн. тонн (Источник: ИнфоТЭК)
 
Экспорт нефти ВСТО из «Козьмино» в 2010 году составил 15,3 млн. тонн, или 7,3% всего экспорта нефти по системе Транснефть. Почти 90% нефти (13,6 млн. тонн), поступившей в СМНП «Козьмино» в 2010 году, экспортировалось на танкерах класса Aframax (грузоподъёмность до 120 тыс. тонн нефти). Что касается текущего года, то по итогам десяти месяцев 2011 года из спецморнефтепота «Козьмино» отправлено на экспорт 12,7 млн. тонн нефти. При этом в ноябре и декабре компания планирует обработать соответственно по 12 и 14 танкеров, то есть 1,2 и 1,4 млн. тонн нефти. Годовой план предусмотрен, как и в 2010 году – 15,3 млн. тонн нефти. Причём в декабре этого года порт отгрузит «юбилейную» 30-миллионную партию нефти.
 
В целом появление СМНП «Козьмино» дало весомую прибавку к грузообороту портов Находки – так, за 2010 год порты на территории Находкинского городского округа перевалили 50 млн. тонн грузов, что на сегодняшний день является абсолютным рекордом за всю историю данного округа. Больше всего через Находку прошло нефти и нефтепродуктов (порядка 23 млн. тонн), а также угля (более 17 млн. тонн). Перевалкой этих грузов занимались СМНП «Козьмино» и порт Восточный.
 
Разнообразие экспорта как залог успеха
 
Что касается географии экспорта, то она довольно разнообразна и непостоянна. Так, на настоящий момент нефть из «Козьмино» отправляется уже в 11 стран. Если сначала это были наиболее крупные потребители АТР (Япония, Южная Корея, Китай), а также США, то впоследствии к ним добавились Филиппины и Тайвань, а позже – Индонезия, Индия и даже Перу. А в феврале 2011 году в «Козьмино» стал под погрузку первый танкер «Натали» под российским флагом (принадлежит Мурманскому морскому пароходству), при этом нефть отправилась в КНР.
 
Изначально среди стран АТР в 2010 году лидировала Южная Корея. Япония же, наоборот, в первом полугодии прошлого года как бы присматривалась к предприятию. А вот со второго полугодия Страна восходящего солнца стала стремительно наращивать обороты. В итоге на её долю в 2010 году пришлось 30% экспортной нефти, Южной Кореи - 29%, США - 16%, Таиланда -11%, Китая - 8%, Филиппин - 3%, Сингапура - 2% и Тайваня - 1%. В текущем же году расстановка сил поменялась следующим образом: за десять месяцев 2011 года наибольший объем нефти был отправлен в США (3,6 млн. тонн, или 28%), второе место заняла Япония (2,5 млн. тонн, или почти 20%), далее пошли Китай (1,9 млн. тонн, или 15%), Южная Корея (1,5 млн. тонн, или 12%) и Филиппины (1,2 млн. тонн, или 9%). Меньшие доли у Тайланда (0,9 млн. тонн), Сингапура (0,6 млн. тонн), Индонезии (0,2 млн. тонн), Индии и Перу (по 0,1 млн. тонн каждая).
 

Страна
2010
2011*
Всего
Япония
4,7
2,5
7,2
США
2,4
3,6
6,0
Юж.Корея
4,3
1,5
5,8
Китай
1,3
1,9
3,2
Тайланд
1,7
0,9
2,6
Филиппины
0,5
1,2
1,7
Сингапур
0,3
0,6
0,9
Тайвань
0,1
0,1
0,2
Индонезия
0,2
0,2
Индия
0,1
0,1
Перу
0,1
0,1
Всего по странам
15,3
12,7
28,0

* Январь-октябрь 2011
Таблица 2. Структура поставок нефти СМНП Козьмино, млн. тонн (Источник: данные ООО «Спецморнефтепорт Козьмино»)
 
В целом наибольшее количество нефти с момента ввода в эксплуатацию по ноябрь этого года из спецморнефтепорта ушло в направлении Японии (7,2 млн. тонн), США (6 млн. тонн), Южной Кореи (5,8 млн. тонн) и Китая (3,2 млн. тонн).
 
Кстати, что касается непостоянства географии экспорта, то это, по всей видимости, связано с юностью порта и невозможностью потенциальных покупателей за столь короткий период определиться с наиболее комфортными для себя объёмами поставок. Кроме этого неопределённость в структуре поставок создаёт и перспектива дальнейшего расширения мощности ВСТО (и, соответственно, Козьмино), которое способно частично поменять расклад на нефтяном рынке стран АТР. Например, 30 млн. тонн нефти марки ESPO, в отличие от сегодняшних 15 млн. тонн, могут привести к реальному признанию этой марки на мировом рынке.
 
Укрепление позиций
 
Теперь подробнее о расширении ВСТО. Работы по реализации проекта строительства ВСТО-2 пропускной способностью 30 млн. тонн нефти в год с одновременным увеличением мощности по перевалке нефти СМНП «Козьмино» до 30 млн. тонн в год и расширение пропускной способности нефтепровода на участке «Тайшет-Сковородино» (расширение ВСТО-1) до 50 млн. тонн нефти в год начались в 2010 году. В этом же году возобновились и строительные работы в «Козьмино» – так, в октябре 2010 года на нефтебазе порта были введены в эксплуатацию три новых резервуара РВСПК-50000, предназначенные для хранения дополнительного количества нефти. И теперь объем резервуарного парка СМНП составляет 500 тыс. куб. м. (строительный номинал). Дополнительные емкости для хранения нефти позволяют формировать танкерные партии для двух судов одновременно, что предусмотрено проектом расширения ООО «СМНП Козьмино».
 
Кроме этого ведется и строительство второго причала нефтепирса для приёма танкеров дедвейтом 80-150 тыс. тонн. Это позволит порту, как уже сказано ранее, увеличить объем отгружаемой на экспорт нефти в 2 раза – с 15 до 30 млн. тонн в год (то есть порт сможет отгружать нефть одновременно на два танкера). В марте 2011 года на нефтепирсе начались работы по расширению вспомогательного оборудования, в августе текущего года на нём были установлены новые стендеры. К концу 2011 года планируется завершение строительно-монтажных работ на причале №2, кроме того на площадке береговых сооружений построено здание для системы измерения количества и качества нефти.
 
На 2012 год в СМНП «Козьмино» запланированы дноуглубительные работы у причала №2 и укрепление подходной дамбы, при этом к апрелю 2012 года должны быть полностью завершены работы по строительству пункта приема нефти, куда уже подошёл магистральный нефтепровод. Полностью же ввести в строй вторую очередь нефтеотгрузочного комплекса компания планирует во второй половине 2012 года. Напомним, что весь комплекс ВСТО с учётом второй очереди планируется запустить в III квартале 2012 года. А это значит, что впереди у одного из самых молодых и перспективных нефтепортов России – новые рекорды.
 
Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель»

18.11.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены